В 2012 г. я впервые познакомился с идеями Жака Фреско (Jacque
Fresco) по фильму Питера
Джозефа "Дух времени". Помню мы тогда отправлялись в Аргентину, в Анды,
ставить широкопольную камеру МАСТЕРа, где
до нашего приезда вообще не было приличного интернета. Я взял с обой несколько фильмов
и спросил моих младших коллен*, нет ли чего нового в интернете. Меня например
волновал вопрос: движется ли социальная мысль вперед или после развала СССР
и китайских реформ человечество ничего не придумало нового, а движется
капиталистическим путём с легким социальным уклоном. Неужели после
"Государства
Луны", "Города Солнца" и Манифеста Карла Маркса и Фридриха Энгельса ничего
нового не появилось в зоопраке социальных утопий? Вот тогда и мне
скачали фильмы из цикла "Дух времени". Скажу сразу, что мне лично ближе
жанр антиутопий. Я написал два романа (повести)
в основу которых были
положены две идеи - первая это экологическая антиутопия "Санаторий" в
которой побеждает зелёная идея и вторая - это реакция на рассказ Виктора
Пелевина "Зелёная коробочка" в котором, герой сочиняет рассказ после
прочтения которого читатель гибнет (повесть "Прелесть"). Эта "шутка"
показалась мне слишком далёкой от традиции русской литературы (вышедшей из
"Шинели" Гоголя) и, как я теперь уже понимаю, из многотысячелетней истории
русского народа.. Короче говоря, по прошествии нескольких десятилетий мне
стало интересно - а куда же завела западная мысль современную социальную футурологию.
И действительно Жак Фреско оказался автором необычных и, в тоже время знкомых
исканий западных интеллектуалов.
Но Жак Фреско не обычный западный
интеллектуал. Да я с некоторыми его мыслями совершенно не согласен, но всё же
мне в этом человеке импонируют две вещи. Во-первых, Жак Фреско не просто
один из футурологов современности - этих болтунов и краснобаев, считающих
себя экспертами - а он реальный изобретатель, то есть - естествоиспытатель
- человек
создавший своими руками реальные работающие механизмы. Такой имеет
заработанной потом и кровью право на склонность к любомудрию.
А во-вторых, мне близка его мысль об истине, которую он обсуждал с
Эйнштейном.
Часто, подражая Борхесу, я какую-нибудь свою сокровенную мысль
приписываю
классику и спокойно излагаю ее суть от имени класскиа (см. например статью о Достоевском).
В данном случае скажу, что давно стою на том, что правильное мировозрение
состоит не в том, чтобы занять в каком-то споре (например, "западников" и
"почвенников") одну из двух позций. Это как раз и не будет истиной. А
истино состоит в этом саморазвивающемся споре между двумя, иногда,
крайними точками зрения. Истина - это процесс. Она подобно волновой функции
постоянно мерцает и колышится и смысл и правда ее как раз именно в этом
недостижимом мерцании и борьбе идей.
Но всё равно на вопрос "В чём сила, брат" отвечаю как герой Балабанова
"В ПРАВДЕ!".
Фреско не соглашается, что его проект - Утопия! Ибо его проект никогда
не будет совершенным и состоит именно в развитии, в постоянном споре
человека с самим собой.
В общем, слушайте сами.
* - это опечатка, но уж очень удачная - не буду менять.
Смотрите выступление Жака Фреско.
Главный редактор "Русского переплёта"