TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

 Сомнения и Споры
30 июня 2023 года

Сергей Носов

 

 

МУРАВЬИ И СВОБОДА


Эссе

 

 

У одного отечественного культуролога советских времен я в свое время нашел очень позабавившее меня «жизнеутверждающее» (по замыслу) высказывание - вот мол как велика «премудрость» живой природы: еще задолго до появления человека у муравьев и пчел мы видим победоносные «прорывы в цивилизацию» и развитое «общественное устройство»…

Да уж действительно…. муравьиные и пчелиные «прорывы в цивилизацию» конечно впечатляли «трудового» советского человека, тщетно строившего несбыточный коммунизм.

Мне хотелось помнится сразу же рассмеяться при чтении этих наивных и восторженных пассажей «прогрессивного» советского культуролога, но…

Я представил себе муравья - вот он бежит по своей муравьиной тропе, выполняет «задание природы»… И что он чувствует? (если позволительно говорить о чувствах применительно к муравью у которого нервная система как свидетельствует биология - очень простенькая если не простейшая).

Так вот если позволительно говорить о муравьиных чувствах, то ощущает муравей одно огромное всепоглощающее «надо» - надо бежать, надо ловить жука, надо парализовать его и тащить в муравейник… надо, надо, надо…

В жизни муравья - одна сплошная необходимость, одно исчерпывающее все его существование, приказывающее ему что делать и как поступать великое и непобедимое «надо».

Свободы муравей конечно не знает ни в чем и никогда.

Свобода - нечто запредельное для него и совершенно непонятное и недоступное.

Как и для советского человека прежних времен...

Но без свободы нет ни культуры ни цивилизации.

Этого упомянутый советский культуролог конечно не понял поскольку и сам жил в обществе тотальной несвободы - среди бесконечных запретов, - указаний и приказаний, которым советское общество являлось пожалуй в «идеальном» - виде.

Муравей подчиняется только инстинктам…

Советский человек подчинялся только указаниям и приказам «мудрого советского руководства»…

Оба они свободы не знали.

И по этой же причине подлинной цивилизации и культуре советское общество было и чуждо и враждебно.

Сейчас в моде романтическая ностальгия по СССР с его «братством народов», с характерной для советской эпохи предсказуемостью жизни и судьбы простого человека и его защищенностью от серьезных социальных потрясений при всей (тоже очевидной) позорной бедности, невыразительности и реальном убожестве его жизни…

Людям в России (да и во всем мире тоже) надоело вопиющее неравенство, надоели «хищники» капитализма, надоела незащищенность бедного и среднего человека…

Но когда человек слышит одни приказания (инстинкта или начальства, чувства долга или чего-то еще) - он просто муравей…. Большой муравей на двух ногах… И больше ничего.

У человека чтобы он стал человеком «по настоящему» (а не одним из представителей животного царства) непременно должна быть свобода выбора - как поступить, что делать, куда идти, к чему стремиться…

Причем это свобода должна корениться в самом сознании человека, в глубинах его души и сокровенных тайниках его сердца, в самой природе его желаний, симпатий и антипатий, а не в одних лишь его внешних действиях - уехал как и хотел жить в столицу или на заработки за границу, устроился чиновником на престижную должность и пр.

И чем больше в обществе любого рода обрядов, ритуалов, писаных и неписаных правил и обязанностей - тем меньше в этом обществе свободы и творчества, тем более оно архаично и примитивно, носит застывший характер и неспособно ни к какому развитию.

Пышные церемонии, обряды, различного рода таинственные религиозные «священнодействия» заменяют в примитивном обществе свободную жизнь.

В тех странах где всегда тепло и есть возможность преспокойно заниматься «охотой и собирательством» без больших усилий очень часто вся жизнь людей - бесконечная череда то веселых то печальных но непременно торжественных и «священных» церемоний и обрядов….

А само подобное общество - нередко и до сих пор остается первобытным.

Но только там где есть Свобода - существует и Развитие и Творчество.

Это нельзя забывать никому в современном мире.

И конечно это нельзя забывать нам в России с нашим печальным историческим опытом создания общества тотальной несвободы, оказавшегося не только не способным к длительному (более 100 лет хотя бы) и последовательному саморазвитию, но и обреченным на разложение и полный самораспад, на руинах которого и появилась нынешняя Россия…

Более или менее свободная сейчас страна… Что бы там наши «злопыхатели» теперь о России порой ни говорили..-

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.

Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.

После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «ЮНОСТЬ», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ», «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ), «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова» и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ (К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100