TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

 Искания и Размышления
1 октября 2022 года

Сергей Носов

 

 

МЫСЛЬ и СЛОВО


Эссе

 

В «Войне и Мире» Льва Толстого князь Андрей Болконский по словам писателя думал по французски

Многие помнят эти слова Толстого.

Они невольно обращают на себя внимание и запоминаются.

Ведь мы обычно не задумывается о том на каком языке мы думаем… А думаем мы именно на каком-то языке… Обычно самом для нас родном и привычном.

Как же так? - могут спросить многие - неужели князь Андрей Болконский не был русским человеком… Истинно русским по складу характера, образу жизни, воспитанию, идеалам своим и стремлениям…

Был конечно! Речь идет в данном случае у Толстого не о национальном менталитете, а именно о языке с которым как бы срастается мысль человека.

Конечно язык и менталитет - тесно взаимосвязаны обычно. Но все таки - это далеко не одно и то же.

Человек с детства привыкает мыслить опираясь на слова, на свою речь и практически всегда использует слова, речь и ее обороты когда думает… Даже если вслух при этом ничего и не говорит.

Это важно осознать не только для осмысления процесса мышления и особенностей сознания человека - это важно понять и для того что осознать что такое Слово в жизни человека…

Почему было сказано в Библии что вначале было Слово…

Как мысль и чувства человека могут отразиться и воплотиться в Слове…

И наконец как осознать что же такое по истокам своим и значению в жизни человеческой словестное творчество…

Что такое Поэзия и Литература по своей экзистенциальной природе???…

Не побоимся и максималистского утверждения - без языка, без слов человек - НИЧТО.

Собственно человеческое в нем в таком случае исчезает.

Пишут что телепатия например часто обходится без слов - что это некая передача образов на расстоянии посредством неизвестных нам энергий природа которых пока не установлена..

Возможно так и есть.

Но любой образ - своего рода картинка, которая сделана из определенного энергетического и «физически реального» материала.
Если мы этот образ видим перед собой, если он передается на расстояние и «приходит к нам», появляется перед нашими глазами или в нашем сознании значит от так или иначе реально существует и из чего-то состоит…

И этот образ может состоять на самом деле и из слов…

Он может быть воплощен в слова… Только слова эти оживают в сознании человека, как бы материализуются и превращаются «в плоть» реальной жизни…

Этим и жива настоящая Поэзия и настоящая Литература на самом деле.

Она создает словестные образы которые по своей осязаемости не только сродни живописным образам, но нередко и превосходят их по степени близости к реальной жизни, к осязаемой правде материального бытия.

Такой вывод может показаться парадоксальным - ведь слова есть только условные знаки, состоящие обычно из букв (если это не иероглифы конечно) … Но - лишь на первый взгляд.

Слово с самых ранних лет жизни любого человека как бы врастает в его сознание.

И даже если слова неточны, не точно и казалось бы порой двусмысленно выражают мысль или чувство - они все равно на экзистенциальном уровне ясны если не вырывать их из контекста и знать кем именно, когда и почему они были сказаны…

Потому что слова - больше чем просто слова на самом деле…

Когда человек их произносит серьезно слова во многих случаях как бы материализуются и способны властно воздействовать и на других людей и на окружающую реальность в целом.

Слова или лучше сказать Слово - потенциально обладает несомненным демиургическим энергетическим зарядом.

Слово - преобразовывает реальность.

Пусть иногда потаенно, но нередко очень и очень действенно.

И в высшей степени властно.

Потому слова порой - уничтожают… Потому они - превозносят до небес и прославляют… Потому - без слов так иначе ничто в человеческой жизни не обходится.

 

-----------------------------------------------

Однажды я встретил в одном литературном журнале любопытный текст о поэзии.

В нем говорилось в частности что в знаменитом стихотворении Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и в не менее известном и любимом в России ныне стихотворении Есенина «Ты жива еще моя старушка…» на самом деле и нет ничего особенного и удивительного - ни в плане особой глубины мысли, ни в плане особой яркости художественных образов…

И далее автор этого текста доказывал свою мысль что в этих гениальных стихах великих поэтов все дело - в особой расстановке слов…

Да просто в том дело по его утверждению что слова в этих стихотворениях по особому расставлены их гениальными авторами.

Вот и все.

Вывод конечно неубедительный и весьма спорный…

Но так сказать «рядом с истиной» автор этого текста все таки оказался даже, может быть, и против своей собственной воли.

Дело в том что и стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье..» как и в стихотворение Есенина «Ты жива еще моя старушка…» заряжены удивительной по силе энергией глубокого и светлого чувства…..

Просто удивительной энергией живого и завораживающего чувства! Это видит любой современный читатель.

И именно это читателя и гипнотизирует, околдовывает и покоряет.

Вот в чем все дело.

А не в глубине мысли в этих стихотворениях и не в необычности и яркости присутствующих в них художественных образов самих по себе.

И не в некоей особой расставке слов в этих стихотворениях конечно..

Как именно достигли авторы этих поэтических шедевров того, что сумели воплотить в своих стихах поразительную и колдовскую по своей силе энергию живого чувства - мы не знаем.

Это их тайна. И если угодно «тайна за семью печатями».

Потому что - Поэзия, настоящая большая Поэзия есть Таинство которое далеко не равно «сумме художественных приемов» и отнюдь не измеряется каким-то особым актерским искусством владения словом.

Настоящая Поэзия имеет дело с живыми энергетическими Сущностями человеческих стремлений и чувств.

В известной мере это относится и к настоящей большой литературе вообще.

Так Достоевский в романе «Бесы» действительно изобразил бесов.

Не русских фанатиков-революционеров определенной исторической эпохи, а бесов… Самых настоящих бесов, вечно живущих в этом мире принимающих в нем как известно самые разные обличья.

Так же и Гоголь - бесов изображал в тех же «Мертвых душах», а не русских провинциальных помещиков середины Х1Х века.

Бесы вечны.

И потому неудивительно что Бердяев в гениально прозорливой брошюре «Духи русской революции», стремясь осмыслить «суть» большевистской революции 1917-го года назвал гоголевских Собакевичей. Коробочек и Ноздревых - духами Русской Революции 1917 года…

Хотя что эти помещики давнего прошлого могли знать о большевиках и их революционном перевороте 1917-го года? - Ничего.

Если руководствоваться обычным здравым смыслом.

Но по сути и в глубоком духовном смысле - прав был Бердяев…

Гоголь действительно видел бесов.

Имел он этот мрачный дар видеть их темный и зловещий мир.

И сам его боялся.

В этом и коренятся истоки душевной драмы Гоголя - ясновидца страшного и уродливого мира бесов и близких им духов и сил тьмы.

 

----------------------------------------------------------------

 

 

Надо сказать что мы вообще все таки так и не знаем что же такое представляет собой объективная видимая и материально осязаемая реальность нашей жизни..

Вероятно эта совершенно объективная реальность мира вокруг нас в котором мы биологически «прописаны» действительно существует.

Естественные науки это убедительно и неопровержимо это доказывают.

Но в нашем сознании эта объективная материальная реальность обычно так удивительно видоизменяется что в ней уже остается очень мало действительно объективного и правят, властвуют - наши собственные фантазии и грезы…

Мы живем во истину в нами самими выдуманном мире.

 

Вместе с тем помимо грез и фантазий решает очень многое в нашем восприятии мира - Энергия чувств и мыслей.

Только энергетически заряженные идеи и чувства - побеждают.

Только те творцы, поэты и писатели, демиурги Слова, которые сумели наделить свои творения величайшей энергией мысли и чувства - становятся великими.

Энергия - основа и сущность всего мироздания.

В ХХ1 веке это наконец стало самоочевидным.

И в человеческом обществе Энергия Слова - изначальна и неуничтожима.

Ибо сказано - вначале было Слово.

 

 

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100