TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


28.10.2001
01:41

"Протоперестройка" царевны Софьи, или Снова они о нас - заметка о книге исследовательницы старой России, профессора истории Лондонского университета Линдси Хьюз "Царевна Софья". СПб., 2001

11.10.2001
02:17

"Князь детектива, или Прелестная книга" - заметка о романе Леонида Юзефовича "Князь ветра""

24.09.2001
14:35

""Томов премногих тяжелей..," или "Отгадки" питерского политолога"

08.09.2001
00:48

"Тонкая" книга Татьяны Толстой, или "кысь", "брысь", "рысь", "Русь"

29.08.2001
01:08

"Поэт о поэтах, "о времени и о себе"" - первая в новом сезоне заметка Василия Пригодича о "большой" книге интервью Иосифа Бродского

25.06.2001
23:30

В "Кошачьем ящике" - последняя в этом сезоне заметка "Первый роман Империи, или Талант не подделаешь" - о романе питерского писателя Павла Крусанова "Укус ангела"

09.06.2001
17:11

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Сага о сыщике Путилине, или Анти-Акунин" о романах Леонида Юзефовича, удостоенного Российской литературной премии "Национальный бестселлер"

25.05.2001
00:00

Один в трех, или Три в одном (о трех книгах Бориса Акунина)

15.05.2001
19:11

В "кошачьем ящике" - статья известного критика, председателя секции критики и литературоведения Союза писателей Санкт-Петербурга Александра Рубашкина - "Юбилейное? (Иосиф Бродский и его критик)"

09.05.2001
17:25

Разговоры с Лоренсом Стерном, или Отменная книга (заметка о романе Александра Житинского "Потерянный дом, или Разговоры с милордом"

26.04.2001
20:58

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Раз... Путин, два... Путин, или Интеллектуальный роман - о книге Эдварда Радзинского "Распутин: жизнь и смерть".

09.04.2001
00:19

Оправдание системы, или Тайна советской власти - о романе Дмитрия Быкова "Оправдание"

01.04.2001
00:10

"Книга писем" или "Записки из подполья"

17.03.2001
05:31

Мертвые духом стыда не имут.... Александр Богатырев и Василий Пригодич

01.03.2001
17:29

Последний роман Империи, или Талант не спрячешь

17.02.2001
01:11

Кромешный свет, или Проделки Люцифера

08.02.2001
19:18

Кто такой Пелевин?

04.02.2001
17:46

Обломов в Межзеркалье, или Очень "крутая" книга

18.01.2001
17:32

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ, или СЕНСАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА

04.01.2001
20:42

Власть и писатель, или Воланды и Михаил Булгаков

    Власть и писатель, или Воланды и Михаил Булгаков Любезный читатель, осмелюсь предложить твоему благосклонному вниманию заметку о весьма любопытной книге: Всеволод Сахаров. Михаил Булгаков: Писатель и власть. По секретным архивам ЦК КПСС и КГБ. М., изд. <ОЛМА-ПРЕСС>, 2000. 448 С. Тираж 8000 экземпляров. Имя Всеволода Ивановича Сахарова, доктора филологических наук, широко известно <булгаковедам> во всей Ойкумене. Его <бумажные> и <сетевые> труды пользуются заслуженным авторитетом и уважением. Рецензируемая книга в сокращенном варианте была впервые выпущена в свет на благословенной земле Италии. Солидный том В.И.Сахарова читается легко и приятно, нет в нем холодного и <остраненного> академического <шика>, когда, например, человек пишет про Андрея Белого, как энтомолог о таракане, мол, сколько у него лапок, какое брюшко и т.д. Возможно, впрочем, это связано с тем, что в отличие от титанов серебряного века М.А.Булгаков еще не успел <забронзоветь>. Для меня лично этот гениальный писатель - истинный современник. Помню, как в январскую ночь 1967 года перед экзаменом по истории античной литературы читал первую часть <Мастера и Маргариты>, через 27 лет после смерти писателя опубликованную в одном из <толстых> московских журналов, и холодок струился вдоль позвоночника. Ни раньше, ни позже таких литературных событий в моей жизни не было. Спустя два года вышел однотомник М.А.Булгакова, куда вошли романы <Белая гвардия>, <Театральный роман> и <Мастер и Маргарита> с <отмазочным> лживым предисловием К.М.Симонова. Разумеется, булгаковский шедевр <Мастер и Маргарита> публиковался с огромными (одна глава целиком - о <сдаче> валюты) и крошечными изъятиями. Например, Алоизий Магарыч написал на Мастера не донос, как в рукописи, а <жалобу>. Одно словечко изменено, а смысл другой. Это было недавно, это было давно Первая часть книги <Прощание и полет> представляет собой добротнейшую биографию писателя и оригинальный анализ всего его творчества. Читатель, не вороти нос, мол, для чего такой коктейль, хочу, чтобы биография - отдельно, анализ - отдельно, как мухи и котлеты. Нет, здесь именно так должно и нужно, ибо творчество писателя поразительно автобиографично. Булгаков всегда писал о себе, о трех своих женах, обо всех родственниках. Из песни слово не выкинешь. Особое внимание хочу обратить на главу <Реквием ("Мастер и Маргарита")> - элегантное и нетривиальное истолкование бессмертного романа. Читатель, помни булгаковский роман абсолютно гениален, но абсолютно кощунственен с ортодоксальной православной точки зрения. Но мы сейчас не об этом. Жизнь писателя, умершего по счастливой прихоти Сталина на своей постели (воистину царская милость), была полна внутренней и внешней трагедийности: короткая служба в Белой Армии, куда его принудительно мобилизовали как военного врача, голодные годы до литературного признания, полное запрещение и снятие с репертуара пьес, травля и глумление в печати, обыски ОГПУ- НКВД, изъятие дневников и рукописи <Собачьего сердца>, присутствие во всех анкетах двух братьев-белоэмигрантов и т.д. и т.п. Слава Богу, он хоть в лагерь не загремел. Приведу, как солдат Швейк, короткую историю: крестный отец моей жены, призванный в Белую Армию насильно как зубной протезист всего на полгода, потом сидел за это четыре раза. Раскрываю аббревитатуру, которую читатель может уже и не знать: ОГПУ - Объединенное главное политическое управление (политический сыск). Процитируем справку ОГПУ от 22 февраля 1928 г., в которой идет речь о повести <Роковые яйца>: <Там есть подлое место, злобный кивок в сторону покойного т. Ленина, что лежит мертвая жаба, у которой даже после смерти осталось злобное выражение на лице. Как эта книга свободно гуляет - невозможно понять> (С. 71). Как тут не вспомнить знаменитую фразу о Пушкине из письма В.А.Жуковского к шефу жандармов А.Х.Бенкендорфу: <Острота ума не есть государственное преступление>. Увы, в ту эпоху все было наоборот. Когда по сталинскому приказу писателя после телефонного разговора с вождем взяли на службу в Московский художественный академический театр, писатель в ответ на вопрос, мол, на какую роль, изволил шутить: <На должность штатного контрреволюционера с хорошим окладом> (С. 138). Это сейчас смешно и не слишком остроумно, а тогда Автор книги щедро использует уникальные архивные документы, выстраивающиеся в читательском восприятии в удивительную параллель через века: Сталин - Булгаков, Людовик XIV - Мольер. Разумеется, судьба Мольера куда легче и идилличнее. Жизнь Булгакова буквально висела на волоске. Процитируем стенограмму встречи украинских <письменников> с Отцом народов. Сталин говорит: <Насчет "Дней Турбиных" я ведь сказал, что это антисоветская штука и Булгаков не наш> (С. 169). Через день вождь в очередной раз отправился на этот спектакль во МХАТ. Причуды людоеда-человекогрыза. Чрезвычайно интересны письма писателя к вождю, опубликованные в книге. Писатель рвался за границу, но его крепко держали на цепи. Существенную часть тома занимает <Булгаковский архив>, куда исследователь включил автобиографию писателя, несколько очерков и эссе, раннюю редакцию <Записок на манжетах>, его потрясающе интересный дневник с характерным названием <Под пятой> за 1922-1925 годы. В раздел <Вокруг Булгакова> вошли любопытные мемуарные свидетельства. Подлинным украшением тома, подлинной литературной сенсацией является раздел, скромно озаглавленный <Из кремлевского архива Сталина> (15 уникальных документов, в том числе протоколы заседаний Политбюро ЦК КПСС). Вот на каком уровне обсуждались булгаковские пьесы, в первую очередь. Партийные Воланды-бесы контролировали буквально каждый шаг Мастера, неблагодетельно вмешиваясь в его судьбу так, как и не снилось благородному антиподу Господа из прославленного романа. Процитирую пространное письмо - злобнейший угрожающий пасквиль на пьесу <Бег> (написано не позднее 6 января 1929 г.) П.М.Керженцева, заместителя заведующего отделом ЦК ВКП(б), в Политбюро ЦК ВКП(б): <"Бег" - это апофеоз Врангеля и его ближайших помощников Тенденция автора вполне ясна На три, четыре часа длительности спектакля классовая сознательность пролетарского зрителя будет притуплена, размагничена и порабощена чуждой для нас стихией Булгаков, описывая центральный этап белогвардейского движения, искажает классовую сущность белогвардейщины и весь смысл гражданской войны. Борьба добровольческой армии с большевиками изображается как рыцарский подвиг доблестных генералов и офицеров Необходимо воспретить пьесу "Бег" к постановке и предложить театру прекратить всякую предварительную работу над ней (беседы, читка, изучение ролей и пр.)> (С. 423, 429-430). Догадайся, читатель, с трех раз, когда булгаковская гениальная пьеса увидела сцену и огни рампы? Правильно, почти через тридцать лет в Питере в театре имени А.С.Пушкина (знаменитая <Александринка>) с великолепным Н. Черкасовым в роли генерала Хлудова (хорошо помню этот спектакль). Заканчиваю. Читатель, прочитай или пролистай эту книгу. Твое восприятие творчества Булгакова, твое отношение к писателю, твое сочувствие-сопереживание его героям обогатятся новыми смысловыми обертонами. Панорама сложного, но умопостигаемого булгаковского мира станет объемной и стереоскопичной. В.Сахаров потрудился на славу, книга хороша, толкова, умна. Самое главное, читатель, у тебя появится, клянусь, совершенно непреодолимое желание перечитать булгаковские тексты, что само по себе просто замечательно. Удачи

<< 11

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100