"Если тебе плюют вслед, значит - ты идёшь впереди".
Конфуций.
I. ФРЕЙДОВСКАЯ КУШЕТКА.
1. Ничего личного. Сам я здесь лишь в качестве примера. Я не раз писал о том, что современная психология зря не обращает внимание на излияния авторов в виртуальной сети - не в пример более откровенных, чем на пресловутой "фрейдовской кушетки". Они, авторы, невидимые и недоступные, предельно раскрываются, буквально "изливают душу". Это ли не поучительно, не интересно ли даже и "высокой науке"?
Фигурант, подсказавший мне эту тему даже не скрывается — не аноним. Это некто Леонид Л., часто выступающий на одном из популярных еврейских порталов. Не бездарен; некоторые тексты интересны. Вот поэтому я не раскрываю его фамилию, именую здесь безлично - Фигурантом. Он сам о себе предельно скромно: «Родился в Москве. Больше заслуживающих внимания данных нет» - и город в Калифорнии, где проживает. На фото - в больших чёрных очках и чёрной кепчонке, надвинутой до глаз.
У меня нет к Фигуранту ни малейших претензий. Конечно, мельком задело, как он отзывается обо мне. Но благодарность за то, что он невольно подсказал мне тему, которую я полагаю значительной, перевешивает случайную негативную реакцию.
И вообще, как известно, судят по делам, мне неизвестным, а не по словам. Таков наш Фигурант - не более того. Судьбы разные - и люди разные.
Заинтересовала, конечно, личность человека, с которым никогда в реале не пересекался и которому, тем не менее, я столь небезразличен. Это и стало предметом моих размышлений, представляемых здесь.
Как же разгадать загадку, не обращаясь непосредственно к Фигуранту, который, безусловно, не удостоил бы меня откровенным признанием.
2.«У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознаётся даже себе самому...
Человеку свойственно превыше всего ценить и желать того, чего он достичь не может...
К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать - и они изнутри продолжают влиять на человека...
Зависть разрушительна».
Зигмунд Фрейд.
Фрейдовская кушетка предмет исторический, давно ставший музейным. Как и сам в венский кабинет на Берггассе, 19 — традиционно обставленная комната с банальным ковром на полу и вторым — на стене над кушеткой.
Она тоже обычная — вполне комфортная, с большой подушкой в изголовье…
Словом, ничего особенного. Удобное кресло — несколько за изголовьем кушетки. У пациента не должно быть зрительного контакта с целителем. Пациент, следуя указаниям мэтра (открывшему, как известно, этот метод), полностью расслабляется (но не спит) и с возрастающим доверием и откровенностью открывается даже в самом стыдном, в чём не признавался даже себе самому.
И это раскрытие себя самого позволяется пациенту избавляться от терзающих его кошмаров.
Изобретением такого метода считается сам Фрейд — так сказать гениальный предтеча наступившей эпохи торжествующей сексуальности. Прежде недозволенное - и открытое теперь фактически всем и каждому порно, публичные у многих вызывающие восторг «парады гордости», расцвеченный всеми цветами радуги флаг ЛГБТ над — подумать только — берлинским Рейхстагом!..
Вот такое даже в законопослушнейшей Германии, где я сейчас живу…
Триумф фрейдизма!
Но вдруг с изумлением узнаю, что впервые психоаналитическое целительство высмеивается почти за 25 веков до нашего времени Аристофаном в комедии «Облака». Философ Сократ принимается лечить босоногого простака Стрепсиада:
«Сократ: А ну, ложись.
Стрепсиад: Куда?
Сократ: Вот на эту лежанку.
Стрепсиад: Зачем?
Сократ: Укладывайся поудобнее — и поразмышляем о том, что тебя беспокоит.
Стрепсиад: Что за жестокая судьба! Ох, ради всех богов, не надо!
Сократ: Размышляй, собери свои мысли, позволь своему уму рассмотреть всё беспокоящее тебя. Как ни станет трудно, удержись от сна…»
Процедура длилась до тех пор, пока пациент не принялся жаловаться на регулярность прибавления и убывания Луны и прихода с такой же регулярностью несносных денежных счетов…
В нашей убогой послевоенной подчердачной комнатёнке водилось откуда-то добытое папой «Толкование сновидений». Не думаю, чтобы он прочёл все толкования, но иной раз иронически цитировал отрывки: «Сновидение представляет собой осуществлени желания».
Или: «Сновидение пользуется символикой для замаскированного образования скрытых позади него мыслей».
И - произносимое папой с особенным смаком: « Галстук, например, не только потому, что имеет продолговатую форму, служит характерным атрибутом мужчины, но и потому, что галстук можно выбрать себе любой, - свобода, совершенно недопустимая относительно истинного значения этого символа...».
Папу, слесаря по ремонту станков киевского завода им. Артёма (п/я 50), я в галстуке никогда не видел. И почему-то решил, что глубокомудрый целитель сам, в некотором роде, законченный невротик…
3. В еврейской общине Мюнхена я в течение ряда лет проводил еженедельные (потом несколько реже) «Авторские встречи». В большом обычно переполненном зале мне как-то бросался в глаза сидевший всегда в последнем затемнённом ряду субъект, явно следивший за мной...
Я тогда опубликовал на нескольких сайтах свою гипотезу, отвергавшую пресловутый «Большой взрыв». Вечная Вселенная, постоянно переходящая из вещественной фазы вэнергетическую (за счёт ядерного процесса в звёздах) и наоборот: E = MC кв. - М = Е/C кв…
Гипотеза в целом набрала почти полмиллиона входов, но лишь несколько сот откликов (позитивных и негативных), что несколько удручало. Самым активным поначалу был аноним — некто «матроскин». (За недостатком фантазии зимствовался из мультика).
Этот разносил гипотезу в пух и прах. Его вдохновляло убеждение, что материя никак не может преобразоваться в энергию: «В случае ядерной реакции деления масса действительно уменьшается, поскольку часть продуктов деления улетает в окружающую среду, а в делящемся материале образуются новые химические элементы с меньшей атомной массой. Здесь обычная химическая реакция с неизменной суммарной массой вещества...»
Урезонивал его анонимный «математик»: «С господином Тартаковским я бы спорить не стал (отрицал в целом мою гипотезу. - М.Т.), однако, в ядерной реакции масса уменьшается не потому, что продукты деления улетают в окружающую среду, а потому, что выделяется энергия, и тут работает формула E = MC;. На этом и основаны атомная и водородная бомбы... Ядерная энергия, выделяющаяся при реакции, как раз и уменьшает итоговую массу, ровно настолько, насколько следует из формулы Эйнштейна».
Матроскина это не устраивало. Он отвечал иногда с неотносящимся к делу примитивным остроумием: «Идеальная жена подобна электричеству: полезность того и другого становится очевидной только при исчезновении»...
Свои откровения всегда заключал одним и тем же: «Тартаковский, я твой вечный кошмар» - максимально большими и непременно красными буквами».
На одной из «Авторских встреч» субъект вдруг проявился: видать, душа не вынесла:
- Тартаковский думает, что умнее Эйнштейна! - выкрикнул из заднего ряда.
Во мне что-то щёлкнуло. Подконец вечера я подошёл к нему:
- Ты — Матроскин.
Это был не вопрос, а утверждение. Он заметался глазами. Ехидно пригрозил:
- Я к тебе с дружбанами приду...
- Куда это — ко мне?
- Не твои окна выходят на 19-линию, где трамвай заворачивает?..
Это было правдой. Что поделаешь?...
- Приходите, - пригласил я.
Он больше не возникал в моей жизни. Обещанная им вечность, не состоялась. Сгинул Матроскин. Сам, никем не замеченный, очевидно отбыл в вечность.
Персонаж слишком показательный, чтобы ограничиться его беглым представлением. Уже тогда, когда Матроскин адресовал мне болезнь Альцгеймера -искусственные челюсти, облик высохшей мумии, другое подобное, я понял, что человек этот - глубоко несчастный, одинокий, вероятно, больной - постарался избрать объектом издевательств кого-то ещё более несчастного.
Я подходил по возрасту и, как ему показалось, по каким-то другим параметрам.
Ну, хочется, чтобы кому-то ещё было хуже, чем ему! Всё это выказывает в нём человека не только обделённого жизнью, но и патологического негодяя.
Что-то не вспомню, чтобы мне встречался другой такой феномен. Мой друг - покойный Симон Бернштейн был страшно обделён судьбой. Многие его видели: он главный из карликов, скачущих вокруг Вия в замечательном одноимённом фильме.
Карлик – не лилипут, уродец...
Но был Симон не только умный, но и благородный, мужественный человек (один из деятелей еврейского самиздата 60-70 гг.). На его похоронах (при банальном воспалении лёгких вкатили дозу лекарства – как человеку обычных размеров и веса) горько плакали две весьма милые девушки, которые в разное время - не исключено - были его интимными подругами.
Мой друг мастер спорта по гимнастике (чемпион Москвы среди студентов) Георгий Решетников в результате жуткой травмы был прикован к инвалидному креслу. Очень добрый человек, не потерявший ни жены (тоже гимнастки, мастера спорта), ни друзей. Несмотря на своё состояние написал много книг по физической культуре, вышедших массовым тиражом.
Мой двоюродный брат Абрам Тартаковский в результате перенесенного в детстве менингита был ивалидом (однако, призван в 41-м - Волховский фронт - контужен, жестоко обморожен). Всю жизнь работал грузчиком. Чрезвычайно деликатный и добрый. На его похоронах меня поразило глубокое горе не только его жены, но и её племянниц, племянников (детей у них не было)...
Что сказать? К таким матроскиным приходится относиться не только с жалостью, но и, поневоле, с отвращением.
4. Вернёмся к нашему Фигуранту. Вдруг встречаю на известном мне еврейском портале: «Сэм! (К моему виртуальному собеседнику. - М.Т.) Вы с кем связались? Он вам, чего-мол дурак в Израиль поперся. Мог как и я – четверть века, на полную халяву, сидеть на немецкой шее.
Такому не знакомо чувство стыда, такой даже представить себе не может, что есть люди не желающие попрошайничать.
Он умеет , делает это профессионально, не переставая годиться своей смекалкой.
Бывают евреи по папе, бывают – по маме, бывают по тому и другому. Этот – еврей по обстоятельствам. Когда надо – он самый интернациональный интернационалист, автор органа ЦККПСС издательства «Политиздат». Вещает о руководящей роли Партии, школе коммунизма – профсоюзах и молодости мира – комсомоле. Германия стала принимать, и вот он уже не только местечковый еврейчик, питающийся исключитально хлебом с горщичкой, а угнетаемая советской властью жертва Холокоста.
Люто ненавидя все еврейское, этот ничтожный аутоантисемит, поганый язык которого гармонично сочетается с хитрожопостью, феноменальным даром к наушничеству и распространению сплетен, и написанию кляуз, прибыв в Германию, первым делом поехал по святым местам. Только не подумайте, что по десяткам концлагерей, где погибли миллионы евреев. Поехал «посадив жену за руль старенькой Тойоты», в городок Браунау-ам-Инн, (за отсутствием могилы) поклониться дому, в котором родился младенец Алоис Шикльгрубер, позже сменившего фамилию на «Гитлер».
Вот такого еврейского активиста община Дессау (Заксен-Анхальт). избрала (можно только представить, что он там наплел о себе) председателем ревизионной комиссии.
Не понаслышке знаю, что презрение к подобным хитрожопым приспособленцам, немцы часто переносят ко всем еврейским иммигрантам».
Так-то...
Разоблачать ли примитивную ложь Фигуранта? Я не только не был в партии, но и никогда не отказывался от своего еврейства. Даже в жутком 1952-м году («врачи-вредители», сам я — исключенный из университета «космополит»…) отказался подписать псевдонимом свой первый принятый в редакции («Радянський спорт») очерк. Уж как мне тогда мотали душу; предлагалось — Самойленко, Самойлов…
Я настоял на своём праве подписаться собственной фамилией.
Я писал об этом — Фигурант читал.
Обе мои жены-славянки и без намёка с моей стороны стали Тартаковские — хотя эта фамилия не так уж благозвучна. Ещё и «неудобна».
Но Фигуранту очень уж надо представить меня юдофобом.
А повод для написания опуса у него был. В Мюнхене я, неожиданно для себя, соприкоснулся — как бы напрямую — с Гитлером. Дом, где он жил — с балконом выходящим на уютную площадь, где в комнате, нетронутой до смерти Гитлера, застрелилась Гели Раубаль, племянница, в которую он был влюблён; K;nigs-platz, где он принимал парады; Hitler“s house, где в небольшом зальце с камином на втором этаже он с Чемберленом, Муссолини и Даладье подписали Пакт, развязавший Вторую мировую…
Мне захотелось, как говорится, прикоснуться к истории, перевернувшей и мою собственную жизнь. В мозгу всплыли страшная бомбёжка в выжженном поле под Сквирой, днепровская переправа под Каневом, немецкие клещи, едва не сомкнувшиеся перед нами, когда я с родителями в июле 41-го шли пешком на восток через почти всю Украину…
Словом, поехали с женой (она за рулём) по «гитлеровским местам»: Браунау-ам-Инн (место рождения) — Пассау (детство) — Линц (отрочество) — Вена (юность) — Ландсберг-ам Лех (тюрьма — результат путча ноября 1923 г., где в комфортабельной камере написана «Моя борьба»); Берлин, само-собой, и вот он — Мюнхен…
Вот такой повод Фигуранту продемонстрироваться виртуальной еврейской публике — отчитаться в своём еврейском патриотизме.
5. Я смолчал — и появился очередной опус. Фантастически злобный (тем и интересен)...
«Такие вот в зондеркомандах (Sonderkommando) лагерей уничтожения (Vernichtungslager) предназначенных для окончательного решения еврейского вопроса: Хелмно, Треблинка, Белжец, Собибор, Майданек и Освенцим служили добровольно и с энтузиазмом.
Они обслуживали охрану лагерей. рвали у трупов золотые зубы, перемещали их в печи крематориев и сортировали их вещи. Но даже среди этих негодяев, были свои, супер-негодяи.
Каждую неделю в лагеря смерти прибывали транспорты с «недостойными жить». Их встречал опрятный еврей с желтой звездой, который успокаивал и объяснял прибывшим: ваши мучения кончились, сейчас надо спокойно раздеться и пойти в душ. Драгоценности и одежду сложить отдельно, после душа все вернут отстиранное и продезинфицированное. Все будут устроены в комфортабельные общежития, потом – обед, больные получат врачебную помощь.
Отправив в «душ» первую партию, шел за второй и т. д.
В Майданеке, в последние дни войны, одного из них, заключенные бросили в печь живым. Присутствующий при этом эССэсовец отвернулся и сделал вид, что ничего не заметил“.
Представляете такого соседа или сослуживца в годы сталинских репрессий?.. А мы здесь - о фрейдовской кушетке...
Были и другие его виртуальные подвиги. Огадил моих почивших родителей: перекарёжил их имена, обличил в рождении сына…
«Маркс Самуилович уверен, что 13 июня 1930 в одной из главных столиц мира, городе Бердичеве, местные аристократы Перль Лебовна и Шмуил Аврумович произвели на свет не «местечкового еврейчика», а Гомера, Платона и Цицирона в одном лице, или, на худой конец, римского патрия рода юлиев.
Я решил посмотреть – кто же он на самом деле?
Полез в Википедию и обнаружил то, что он САМ пишет о СЕБЕ:
"Родился 13 июня 1930 в гор. Бердичеве (Правобережная Украина) в семье учителей (набор для борьбы с безграмотностью): Самуил Аврумович 1896, Черкассы — 1973, Москва, Перль Лейбовна 1894, Сквира — 1971"...
Ну как над этим не посмеяться? Ведь отыскать смешное легко даже в самой неприятной ситуации».
И т.д.
Сам о себе я не писал. Но не в этом дело. Огадив моих родителей, Фигурант надолго забился в щель. Потом, как бы отряхнувшись, как делают собаки, выбравшиеся из воды, вдруг, неожиданно для меня и, возможно, для самого себя, повинился:
«Вы правы Маркс Самуилович, к сожалению, в отличие от Вас, не могу сказать о себе: его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина — зубной техник.
Печально, но, скорее всего, на моей могиле не будет сидеть прекрасная вдова с персидскими глазами, и заплаканные дети не будут кричать: "Папа! Папа, слышишь ли ты нас?!"
Ах, вот в чём дело!..
У каждого, Маркс Самуилович, свое представление о успехе, устройстве собственной жизни и беспросветной старости:
"Мойша из Иерусалима, разговаривают по телефону с Сёмой из Мюнхена:
- Не могу похвастаться особыми успехами, работаю строителем, иногда целый день под дождём и на холоде…
- А я вот не просто успешный, а очень успешный человек, целый день в тепле и сухости!
- Где же ты работаешь?
- В крематории".
Не исключено, что и сам работает в крематории. Что, конечно, не грех.
Тогда как мой грех в его глазах был, повидимому, в том, что я не оценил благородство - его невольное откровение:
“Стареете Маркс Самулович, раньше врали куда изобретательней. И это понятно, мудрость приходит с годами, но иногда пользоваться ею мешает старческий маразм. К тому же, приобретенный жизненный опыт никак не касается врожденной хитрожопости, которую вы постоянно пытаетесь выдать за хитрость. Я вам еще лет пять назад подробно объяснял, чем одно отличается от другого – не в коня корм!
Каждый проходимец и аферист надеется на то, что люди так простодушны и так поглощены собственными нуждами и проблемами, что всегда можно найти всегда жертву, которая позволяет себя одурачить. Не надоело выставлять себя на посмешище? Придумайте уже наконец что-нибудь новенькое, а то все одно и тоже.
Очень напоминает старенького дедушку, который, застирывая портки в раковине, все повторял и повторял: надо же какая неприятность, а ведь только пукнуть хотел…“
6.
Итак, невротик, лёжа на кушетке в некотором забытье проговаривается — сообщает врачевателю то, в чём не признался бы и самому себе. Самой известной пациенткой Фрейда и другого корифея Карла Юнга явилась Сабина (Шейва Нафтульевна) Шпильрейн. В возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику в Цюрихе c диагнозом «психотическая истерия». Тогда же началась её любовная связь с Юнгом, которая продолжалась более 7 лет. Юнг был женат, поэтому из-за скандала ему пришлось покинуть кафедру и клинику…
Исцелилась ли Сабина — как-то осталось в тени, тогда как интересен в этом случае не столько процесс, сколько результат…
Наблюдая разнообразные словесные бури на пространстве интернета, я вдруг увидел исключительные возможности душевного обнажения субъекта едва ли не нагишом - в условиях абсолютной анонимности или безусловной недосягаемости. Почему бы в роли Сабины Шпильрейн не представить нашего Экспоната?
Его пребывание втуне продолжалось недолго. Очередной взрыв активности связан именно с моей публикацией в сети, хотя, как и обещал, щадя его самолюбие, я ни разу не назвал его полным именем.
Экспонат обо мне:
"Наш Маркс на самом деле – известный жулик и патологический лжец.
Бывает, что человек постоянно лжет без личной выгоды. Здесь не тот случай: этот врал и врет, прежде всего, преследуя личную выгоду.
Целую научную статью наклал, что может быть смешнее, чем проведшая большую часть жизни на соцстраховской раскладушке приживалка, рассуждающая о фрейдовской кушетке? Склонность к сообщению ложной информации, к сочинению фантастических историй, это целая наука – псевдология. Непреодолимым желание обратить на себя внимание других путём доказательства собственной значимости - первый признак.
Подобные прохвосты могут осознавать, что врут, а могут и верить в то, что говорят правду. Этот относится к первым – хорошо знает, что врет, но считает всех вокруг лохами.
Плюс еврейская самоненависть не дает покоя, зудящий антисемитский чирий требует постоянного расчесывания.
Прижать к ногтю этого лжеца, кляузника и сплетника просто, поэтому он и не отвечает ни на один вопрос.
Пусть живет; подобные пройдохи и шарлатаны иногда даже могут быть полезны, как бывают полезными рвотные и отхаркивающие препараты или плевательница у стоматолога.
Удивляет отсутствие брезгливости у коллег, пускающихся с этим дурно пахнущим гением в какие-то рассуждения».
Как видим, об исцелении не может быть и речи.
Рассуждения о моей лживости тоже более чем понятны. Экпонат цитирует отрывок из моей документальной повести «Всё кувырком» («Большие ожидания»):
«...Я сразу же влюбился в русскую — кустодиевскую! - красавицу, увидев её в студенческом зале Ленинки. С ней знакомились многие - каждый раз другие: она держалась высокомерно. Я остро почувствовал свою "неполноценность": она была выше меня на голову. (Моя потрёпанная одежда и несколько голодный облик меня не смущали). Она видела мои смятения - и снисходительно улыбалась. Так продолжалось месяц, может быть два...
И однажды, встретив её в пустовавшем коридоре с каталожными шкафами, не выдержав, обнял её, уткнувшись лицом в её грудь, и как-то нелепо пробормотал:
-Хочу тебя...
Она ответила как-то ужасно банально:
- Я буду принадлежать только мужу.
- Так поженимся! - в восторге закричал я.
Она рассмеялась и согласилась».
Комментарий Экспоната более чем поучителен:
«Ах какая фантастическо-романтическая история!
Насквозь провонявшего горчицей, неполноценно-паерепанно философа полюбила, держащаяся со всеми высокомерно, кустодиевская красавица.
Насчет кустодиевской не уверен, гложат меня сомнения, скорее всего очередная страхолюдина типа тех, что Маркс Самуилович любил таскать с последних сеансов на какую-нибудь помойку, но что точно – так это то, что последнюю фразу Маркс Самуилович забыл добавить.
«Так я решил свои проблемы с московской пропиской».
Это — о моей первой семье, где у меня и дочь, и давно уже — внуки, а теперь ещё и правнуки...
Насчёт «любил таскать» - тоже из моего откровения об единственном такого рода эпизоде из документальной же повести «Как я провёл тем летом...»
Вник Экспонат в написанное Тартаковским — в объёмный автобиографический цикл из почти двух десятков строго документальных новелл «Свидетель времени»…
Ну, как не быть ему благодарным!..
Вот и сам он раскрылся здесь во всей полноте — классический «комплекс неполноценности»: на склоне лет, когда уже ничто не изменить, никуда не повернуть, без подруги, без детей-внуков…
Пережить не просто трудно — невозможно! Некоторое облегчение — если удаётся отравить жизнь кому-то другому…
Здесь расстанемся с Экспонатом. Он сам подтвердил, наконец, что стихийная ненависть к другому, никогда с ним не пересекавшемуся (уверен, что не только ко мне), — от собственной неустроенности - нереализованности.
II. ОТ ЧАСТНОГО — К ОБЩЕМУ.
Человечество, такое разнообразное, представляет один биологический вид – Homo sapiens. Скрещения между расами, народами, субъектами любых «кровей», воспитания и образования вполне жизнеспособны. Это давно уже банальная истина.
И всё же, все мы — разные. Даже у однояйцевых близнецов разные отпечатки пальцев; с годами они всё более различимы — сказываются по-разному сложившиеся судьбы.
Но не только.
Гиппократ впервые выделил четыре темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический, связав их с различным соотношением жидких сред организма…
И. Павлов связывал эти особенности с возбуждением и торможением нервных процессов: их силой, подвижностью, уравновешенностью...
Холерик легко возбудим и по преимуществу боевой тип, но в повседневной жизни со всеми ее случайностями и требованиями он все же способен дисциплинироваться, смиряя свое возбуждение.
Сангвиник - уравновешенный и подвижный тип в отличие от флегматика - уравновешенного, но инертного. В золотой середине - флегматический и сангвинический темпераменты, уравновешенные, а потому здоровые, устойчивые, истинно жизненные - как ни различны их представители по внешнему виду. Тогда как меланхолик - слабый, заторможенный тип нервной системы. Для него всякое явление жизни тягостно он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное.
В литературе то же описывается гораздо ярче и нагляднее.
Какая-нибудь Хавронья Никифоровна (Гоголь, «Сорочинская ярмарка»), едучи на возу, вполне раскрывает свой скандальный – холерический! – темперамент, тогда как флегматичный супруг её в этих же обстоятельствах только отмалчивается…
Зауряднейшая житейская неудача губит меланхолика Пискарёва (Гоголь, «Невский проспект»); тогда как приятель его, ярко выраженный сангвиник (тип наиболее жизнеспособный; оттого-то, добавим, самый распространённый) поручик Пирогов, уязвлённый до глубины души (высеченный штатскими лицами, к тому же немцами), кипящий праведным гневом, летящий тут же подать «письменную жалобу в генеральный штаб… описать самыми разительными красками буйство немецких ремесленников на Руси» и т.д. и т.п. «по дороге зашёл в кондитерскую, съел два слоёных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении».
Закончил же тем, что «отправился на вечер… и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но и кавалеров».
Вот так.
"Я не разделяю всеобщего заблуждения, состоящего в том, чтобы мерить всех на свой аршин. Я охотно представляю себе людей, не схожих со мной. И, зная за собой определенные свойства, я не обязываю весь свет к тому же, как это делает каждый; я допускаю и представляю себе тысячи иных образов жизни... Я нисколько не навязываю другому моих взглядов и обычаев и рассматриваю его таким, каков он есть... И ничего я так не хотел бы, как чтобы о каждом из нас судили особо и чтобы меня не стригли под общую гребенку". Мишель Монтень, "Опыты" (XVI в.)
"Природа, наделив каждого из нас особенным характером, тем самым указывает ему естественное направление жизни, и человек может быть спокоен, мудр, добр, счастлив лишь в той степени, в какой он знает свою натуру и сохраняет ей верность". Люк де Вовенарг, "Введение в познание человеческого разума" (XVIII в.).
«Отдельный человек – неразрешимая загадка; зато в совокупности люди представляют собой некую математическую определённость. Разве можно, например, предсказать поведение отдельного человека, но вы можете сказать точно, как поведёт себя коллектив. Индивиды различны, но процентное соотношение различий в коллективе постоянно. Так говорит статистика».
После этого мудрого наблюдения профессионального человековеда Шерлока Холмса (как раз в преддверии нашего с вами времени) не зададимся ли вопросом, вероятно, важнейшим для каждого из нас: ТАК КТО ЖЕ Я – ИНДИВИДУУМ, ЛИЧНОСТЬ ИЛИ ЧЕЛОВЕК ТОЛПЫ, ЧАСТИЦА ЕЁ, ЛЮДСКАЯ ОСОБЬ?..
«Чистые“ типы встречаются редко - существует множество промежуточных вариантов. Тем не менее эти ориентиры - "чистые" типы - очевидно, полезны и в природе, и в социумах, иначе они вряд ли сохранились бы со времен Гиппократа.
Случаются и вполне"чистые". Яркими холериками были, к примеру, Иван Грозный и Петр Первый. Многие герои Достоевского - холерики или меланхолики, и сам их создатель, похоже, был меланхоликом.
Четыре типа нервной системы (темпераменты) - общие для человека и высших животных. И. Павлов выделил типы, специфические только для человека и связанные с развитием речи: Их – по Павлову - три: художественный, мыслительный и -средний.
У людей художественного типа преобладает первая сигнальная система. У них образное мышление. По выражению Павлова, они "захватывают действительность целиком", не дробя ее на части.
Второй тип - мыслительный с преобладанием второй сигнальной системы. У него, напротив, очень ярка способность к отвлечению от реальной действительности, стремление анализировать, дробить явления на части и затем обобщать.
Третий тип характеризуется уравновешенностью двух сигнальных систем. Именно к нему относятся не только значительная часть человечества, но и поистине талантливые экземпляры с характерными для них разнообразными страстями и способностями.
Немецкий психиатр Эрнст Кречмер ("Строение тела и характер") утверждал, что особенности личности полностью обусловлены наследственной телесной конституцией. Его классификация: атлетический тип противостоит астеническому (условно — худосочному) и пикническому (отмеченному чрезмерной полнотой)...
Уже Наполеон (досадующий, надо думать, на свой маленький рост и неуклюжую комплекцию) полагал, что «анатомией» - иначе говоря, физическим обликом - определяется характер человека.
Американский психолог Шелдон различал лиц с преобладанием мышечной системы - соматоников, обычно отличающихся повышенной активностью, жизненной энергией; церотоников - с преобладанием пищеварительных процессов, склонных преимущественно к чувственным радостям, комфорту; церебротоников - с преобладанием нервного аппарата, самоуглублённых, склонных к раздумью...
Поистине:
„Один Рогдай - воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой - Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир...“(Пушкин. Руслан и Людмила).
Ещё классификация: уже не четыре темперамента, не три типа - всё людское многообразие втиснуто лишь в две категории: экстравертов и интравертов.
Интересы, энергия первых направлены по преимуществу вовне, на окружающих, тогда как душевная жизнь вторых как бы замкнута, сосредоточена на самой себе.
Экстраверты активны, деятельны, стремятся обратить на себя внимание; в наиболее характерном своём воплощении - артисты, политические деятели или, на худой конец, активисты-общественники, лидеры всякого шумного застолья, говорливые "пикейные жилеты"...
Интраверты же склонны к рефлексии, анализу, самоусовершенствованию; в крайней реализации - мыслители, писатели, просто правдоискатели или доморощенные философы, тихие семьянины в быту...
По моим собственным наблюдениям определённо есть люди, обращённые в прошлое: во «вчерашний день», живущие воспоминаниями, склонные к ностальгии...
Люди «сегодняшнего дня» кажутся удачниками, не заботящимися о будущем, не занятые своим прошлым; сегодняшняя насущность – вот, что радует или огорчает их. Де, "дал Бог день - даст и пищу". Нетрудно понять риск такого мироощущения...
Сам я всегда определённо был устремлён в будущее; этому отчасти способствовала чрезвычайно скверная память (был, к примеру, во множестве интереснейших мест – и помню их только по названиям)...
В моих размышлениях (в ряде опубликованных книг, работ) понятие ЛИЧНОСТЬ (человек, осознающий собственное ИНДИВИДУАЛЬНОЕ бытие) чрезвычайно важно, ибо саму мировую историю я рассматриваю как ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, как эволюцию ОТ ОСОБИ (стадного сознания) – К ЛИЧНОСТИ.
Итак, о ТИПАХ ЛИЧНОСТИ.
Имею ли в виду физический тип человека, отражающийся в поведении, согласно исследованиям Шелдона либо Кречмера? И это тоже.
Имею ли в виду типологию характеров, всякий раз уточняемую и утрясаемую по-новому? Отчасти и ее -- в общих чертах...
Но и физический тип, и темперамент, и характер присущи животному тоже - собаке или кошке, уж во всяком случае - приматам.
В подобных классификациях отсутствует специфично человеческое, отражающее не только природу индивида, но и его историко-культурный архетип.
Я говорю о ЛИЧНОСТИ, тогда как все прежние типологии -- лишь, о человеческих особях, где природа, физиология, - суть альфа и омега.
Говоря о типология личности я (в самом грубом приближении) выделяю следующие типы душевной организации:
а/чувственный, стремящийся, прежде всего, к наслаждению, к сиюминутному, с обостренным ощущением бытия, часто непрактичным, "жадностью до жизни";
в/материальный -- воспринимающий мир по преимуществу предметно, с его практической стороны, рассчитывающий свои действия и в силу этого ограничивающий себя в удовольствиях;
с/духовный -- со склонностью к абстрагированию, к углублению в суть явлений, часто мнимому, оторванному от реалий.
Чувственность в той или иной мере дарована нам самой природой, бродит в крови. И нас инстинктивно покоряет естественность чувственной душевной организации при всей ее очевидной примитивности и неосознанном эгоизме.
"Здоровая натура" -- говорим мы о таких людях, не то посмеиваясь, не то завидуя этой стихийности...
Материальный склад натуры уже не прямо привнесен природой, но возник вместе с трудовой деятельностью человека; он осознал мир как материал, пригодный для обработки себе во благо. Склонность такого индивида вторгаться в мир бывает и разрушительна, но чаще всего -- созидательна и благотворна, хоть побуждением служат сугубо личные потребности -- "эгоистические".
"Чтобы снискать себе завтрак, мы обращаемся не к совести булочника либо колбасника, но к их карману", -- писал Адам Смит.
Люди такого склада -- подлинный материал мировой истории...
Духовный склад личности -- производное уже всей мировой цивилизации, эры возникновения идей и обмена ими. Мозгу -- как структуре организма, предназначенной экстраполировать, использовать имеющуюся информацию для прогнозирования -- свойственно создавать модели, на человеческом уровне -- теории, мечтания...
Благо, когда перед индивидом некоторый; "пасьянс идей", и он выбирает между ними или хотя бы сравнивает их; чаще же он прислоняется к уже готовой "истине", обычно модной или господствующей.
Все плотское, материальное, для личности духовного типа приемлемо лишь в рамках некоей теоретической модели, оправдывающей наслаждение.
Кинорежиссер Андрей Тарковский ответил американскому студенту на вопрос, как тому быть счастливым: "А ЗАЧЕМ вам быть счастливым?"
Счастье в понимании такого субъекта предполагало и непременное ОПРАВДАНИЕ этого счастья...
Внешне выглядит чрезвычайно благородно и нравственно, - на деле же обеспечивает носителю такого свойства жизненные неудачи и несчастье.
Я писал об этом в своих работах об Александре Блоке...
Надо сказать, что чистый тип личности (редко встречающийся) обычно непригляден. Достаточно сказать, что не только Блок, Тарковский, Врубель, академик Сахаров... – духовные типы, но Ленин и Гитлер, увы, тоже…
Да и анализировать всё людское многообразие - непосильная задача. Но каждый, обращаясь к интернету, где он чувствует себя совершенно независимым и свободным, как нигде больше, проявляется куда яснее, чем на именной фотографии...
III. ЭНЕРГИЯ ЗАВИСТИ.
Карл Юнг, немецкий психолог:
«Мы всегда понимаем другого таким образом, как мы понимаем или пытаемся понять самих себя. Что мы не понимаем в себе, то не понимаем в других».
«Мы с бесстыдной наивностью судим о противнике и в суждении, которое мы высказываем о нем, мы предаем огласке наши собственные дефекты мы без страха и без удержу осуждаем предмет преткновения и тем самым посрамляем какой-то бессознательный кусочек в нас самих, - тот, который оказался проецированным на рассердивший нас объект. Имя подобным проекциям – легион».
«В другом видят все, критикуют и осуждают другого, другого хотят улучшить и воспитать». И того более, мы считаем невозможным «всякое дурное качество, возмущающее нас в других, причислить самому себе".
«Мы безбоязненно и наивно проецируем нашу собственную психологию на наших близких каждый из нас создает себе таким образом ряд более или менее воображаемых отношений, которые, по существу, покоятся на подобных проекциях».
«Все наши человеческие отношения кишат подобными проекциями, и кому не удается это уяснить на чем-то своем, личном, кто не обладает из ряда вон выходящим саморазумением, тот не подымется над своими проекциями, а будет, по большей части, пребывать под ними».
Конечно, всё людское многообразие объединено прежде всего тем, что все мы — один биологический вид. И судьба младенца, появившегося на свет от случайной - ну, разумеется! - связи гордого британского лорда с фактически первобытной, скажем, бушменкой или готтентоткой, зависела бы в последующем почти только от воспитания…
Но имеется и связующее человечество и т.с. нематериальное свойство, кажущееся на первый взгляд исключительно неприглядным, однако, присущее в животном мире именно людям - им одним, чрезвычайно обязанным как раз этому свойству. Ему принадлежит огромная заслуга в человеческой эволюции, именуемой прогрессом.
Это — зависть.
Многие ли заметили, что Девятнадцатое столетие целиком мечено одним именем — Наполеона, почившего в самом его начале. И дело не в несчастных раскольниковых, которые, согласитесь, ведь тоже «право имеют», но, скажем, и в немалой фигуре - в Наполеоне Третьем, развязавшем губительную для его страны франко-прусскую войну. Он восстановил империю, чтобы через 19 лет отречься от предстола...
«Маленький племянник большого дяди» никак генетически не был связан с великим полководцем (entre nous, дважды покидавшего свои армии на произвол судьбы и дважды сдававшегося в плен) — действовало обаяние имени, завидная судьба «дядюшки»…
Тогда как сам Наполеон Бонапарт страдал от своего маленького роста и неказистой фигуры. Известно его замечание генералу Ожеро: «Генерал, вы не выше меня, но длиннее как раз на одну голову - и если вы будете перечить мне, я тут же устраню это отличие».
Сыграла ли эта скромная «неполноценность» в биографии Бонапарта? Сам он как-то заметил: «Судьба человека зависит от его анатомии». Обладая многими женщинами, сам он как-то патологически привязан был к Жозефине Богарне, старше себя на шесть лет. Дети у неё были от первого брака; от Наполеона детей не было. Его привязанность связывают с тем, что с ней он «потерял невинность»…
Но есть и более замечательные примеры действенной зависти. Александр Македонский немыслим без Гомера — без «Илиады», «Ахиллеады». Александр зачитывался историей полумифического героя, отделённого от него не менее чем восьмью столетиями…
Зависть, соперничество движет не только историческими фигурами. Достаточно вспомнить Олимпийские игры — да любое спортивное состязание, чтобы отбросить сомнения...
Зависть - могучее качество, побуждающее человека к действию — к подражанию тому, кто выглядит для него образцом. Зависть - стимул прогресса.
Но народ не зря чётко различает два вида зависти - «белая» и «чёрная».
С годами зависть почти непременно «чернеет». Человек невольно задумывается над тем, удалась ли жизнь, не зря ли явился в этот мир, каковы итоги, где и когда был упущен некий «шанс», с отдаления кажущийся поворотным, ведший к жизненной вершине - словом, состоялся ли?..
Синдром неполноценности, обычный в юности и помогающий становлению личности, становится мучительным, ослепляющим сознание, саму логику действий. Своя жизнь не удалась - что ж, бывает. Но зачастую так уж хочется обгадить чужую жизнь - в отместку за свою...
Что и видим в настоящем случае.
Очередной взрыв неутолённой и беспомощной ненависти. Экспонат:
"Тартаковский считал себя мыслителем и наблюдающим жизнь философом, но его почему-то все называли – мудаком. Страдая от не признанности и вывешивая свои мудовые рыдания везде, где только можно, окололитературные проходимцы, загадили всё интернет-прпространство. Чувство недалекой перспективы перемещения своего дурно ценнейшего архива на близлежащую помойку ¬ приводит в отчаяние.
Еврей по рождению и антисемит по ощущению, в своем подсознательном комплексе неполноценности, он постоянно стремится вытеснить свое «ущербное» этническое происхождение посредством отрицания в себе всего еврейского. Большой почитатель Адольфа Шикельгрубера утверждавшего что на евреях лежит ответственность за все зло в этом мире и Карла, в честь которого его и назвали, вещавшего милое его душе: «Терпеть не могу евреев. Египет изгнал их, потому что они были «прокаженными», самой грязной расой, которая самой размножается, как мухи».
Старый человек далеко не всегда старый мудрец, а старое помойное ведро отличается от остальных лишь тем, что – громче воняет".
Вот так.
Сообщить ли ему, что он своей неубывающей ненавистью вредит своему здоровью и укорачивает собственную жизнь?.. По оценкам современной медицины, около половины заболеваний имеют психогенный характер. Психические фобии провоцируют инсульты, развитие дебилизма, влияют на протекание множества болезней – прежде всего желудочно-кишечного тракта, - но не только. Важнейшей областью медицины становится психосоматика, истоки которой, как и в случае с «фрейдовской кушеткой», мы находим ещё в древности. О влиянии душевных страданий на телесные было известно ещё в античной Элладе. «Всё — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из неё все проистекает. Потому-то надо прежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова, и все остальное тело хорошо себя чувствовали. Бесполезно лечить тело, не леча душу, и у наших врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не признают необходимости заботиться о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке… (Платон. Диалог «Хармид, или О благоразумии»).
"Все, что было брошено,
Прорастает травами,
Жизнь по старым ссадинам
Плакать не велит.
Если наше прошлое заживает правильно,
То и настоящее сильно не болит".
Наталья Дудкина.
Сам я никак не реагирую: для меня важен не только исход неожиданного эксперимента, но и его развитие.
ЭПИЛОГ.
Ждать долго не пришлось. Но не думал, что продолжение будет таким фундаментальным.
В одном из своих текстов я написал:
"Судьба индивидуальна у каждого человека, также и у народов. Но, насколько знаю, никто не выпендривается так усиленно, как евреи. Мы-де «избранные» у Создателя — вот и нобелиантов среди нас больше, чем у других народов, и потому-то вокруг сплошные антисемиты...
Всё это (можно бы продолжить) вызывает насмешки и отторжения окружающих.
Этой т.с. "национальной философии" мы, евреи, обязаны всеми - повторю, всеми! - нашими бедами“.
Какой-то неизвестный мне Лазарь Израйлевич приплёл эту — допустим, проблематичную констатацию к переживаемому моменту:
"Прочитал и ужаснулся откровенной подлости и низости повторённого "всеми"(? - М.Т.), т.е. и чудовищному погрому 7 октября (нападение из Газы. - М.Т.), и кровавому теракту в Раанане, и доставленному отцу обезглавленного тела убитого нелюдями, и зарезанной во Франции под крики "Алах акбар" еврейской старушки“.
Спохватился и наш Фигурант:
„Удивляете Лазарь Израйлевич! Глупо обвинять человека в том, что он родился хромым, кривым или горбатым. Да и кто же должен был родиться у папы с мамой, которые вместо того, чтобы, как это было принято в славном городе Бердичеве, назвать отпрыска не в честь предков Шлёмкой или Сруликом, а назвали его в честь основателя Первого интернационала – Карла Маркса.
Крупный мыслитель, ученый и философ Маркс (который Карл) посвятил свою жизнь разоблачению капиталистов, и как систему - капитализм в целом, оповещая народы мира об его подлой сущности.
Мелкий жулик, патологический лжец и жалкий приспособленец Маркс (который Тартаковский) посвятил свою жизнь разоблачению евреев, и как систему - сионизм в целом, оповещая народы мира о их подлой сущности.
Прочитав первые строки Капитала Маркса (который Карл): «Богатство народа основано на громадном многообразии товаров», Маркс (который Тартаковский), проклиная ранее прославляемую им холодную и голодную Россию, хитрожопоизвилистыми путями перебрался в ненавистную им ранее Германию, от которой так здорово настрадался в детстве.
Авторитетный американский еженедельник "New Yorker" назвал Маркса (который Карл) мыслителем ХХ века.
Назовет ли именем Маркса (который Тартаковский) центр зарождения нацистской идеологии - славный город Мюнхен, какую-нибудь из своих помоек, исследованию которых наш герой посвятил последние четверть века свой жизни – покажет время.
Интересный факт: Маркс (который Карл) большую часть жизни прожил (и умер) человеком без гражданства и подданства (апатрид) так и не став почетным гражданином родного города Трир, почетным гражданином которого до 2010 года числился… Адольф Гитлер“.
Обобщение, конечно, мощное. Можно ожидать продолжения.
Не знаю, гордится ли собой оттого, что я по моде тех лет - Маркс? Подождём.
* * *