Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.12.2021 |
Почему мне не нравятся тексты Антона Долина
|
03.12.2021 |
Ну совершенно безумная сложность и тонкость Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась бы... Я не знаю, импрессионизм ли это”. Оговорка оказалась исключительной тонкости. Отвечал я так, как и статьи пишу: прислушиваюсь к каждому своему слову или даже умалчиванию – не фальшивлю ль? И что-то мне запретило теперь умолчать о своём колебании. В той статье я и в самом деле, взявшись её дополнять репродукциями, не поставленными сразу, поостерёгся добавлять (а всё там по хронологии) то, что в разгар, так сказать, его импрессионистского периода импрессионизму не соответствовало. Но об этом же никто не узнал. Теперь же вот я признался… У меня заскребла совесть. Я нашёл в интернете эту репродукцию а там под ней – такое: "Картина “Морозная ночь” – одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел запечатлеть не только отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе. Этому лиричному по своему настроению живописному произведению подходят музыкальные строки Мещерина из его альбома зарисовок 1905 года: “Наша улица снегами залегла, По снегам бежит сиреневая мгла. Мимоходом только глянула в окно, И я понял, что люблю ее давно. Я молил ее, сиреневую мглу: "Погости-побудь со мной в моем углу, Не мою тоску ты давнюю развей, Поделись со мной, желанная, своей!” Как Иннокентий Анненский в своих стихах, так и Николай Мещерин в своих пейзажах стремился передать личное, почти интимное переживание от встречи с красотой природы. Поэзия русского пейзажа – это, с одной стороны, отдушина для художника, чье увлеченье живописью не находило сочувствия у родственников. А с другой – своего рода побег в мир без суеты и тревог” (http://www.rusimp.su/ru/collection/object/220). Я не стал реагировать на метод "наложения обособленных мазков”, спасавший же импрессионистичность картины. Я среагировал на Анненского. Он же ницшеанец. А в самой статье о Мещерине у меня был пассаж о сходстве импрессионизма с ницшеанством… Плюс спинномозговое ЧТО-ТО, что в стихотворении Анненского, кажется, можно ницшеанство усмотреть. Хорошо иметь плохую память!.. Захотев освежить, как я когда-то давно выводил ницшеанство в одном за другим стихотворениях Анненского, я наткнулся на этот вывод из… процитированного стихотворения (правда, более полного) у… себя же. И вывод этот всего лишь прошлогодний. См. тут. Ну ладно. Там, с литературой, я справился. А как мне увидеть образ метафизического иномирия у Мещерина? Я заметил, что трудно бывает, - когда подсознательный идеал бывает выражен не образом, а “текстовыми” противоречиями с “нецитируемым” катарсисом от их столкновения, - что трудно бывает увидеть даже сами “текстовые” противоречия, хоть они не спрятаны (это не то, что угадать катарсис). Образное выражение для меня всегда выглядело очевидным. А тут я что-то не вижу и его… Или вот – ледяной туман же над рекой. Вверху – звёздная ночь. Чуть не чёрная. А чем ниже, тем оплотнённее воздух над рекою. И горизонта там уже не видно (а был бы виден, если б не туман). И в эту неизвестность отправились по льду две фигурки. Меньшая впереди большей. Как собака и её хозяин. Какие-то… тёплые (коричневая, наверно, есть в смеси с синим). Последнее тепло… Исчезающее. Метафизическое иномирие холодом отдаёт… Надо, наверно, считать эту картину исключением в творчестве Мещерина. В другие разы его приближения к Абсолюту (характерному для ницшеанства) это был всё же не метафизический Абсолют, а Родина, Россия. 4 ноября 2021 г.
|
02.12.2021 |
|
01.12.2021 |
|
30.11.2021 |
|
29.11.2021 |
|
26.11.2021 |
|
25.11.2021 |
Поймал на проговорке (о Микеланджело)
|
23.11.2021 |
Может ли понравиться безобразное?
|
22.11.2021 |
|
21.11.2021 |
|
19.11.2021 |
|
18.11.2021 |
|
17.11.2021 |
«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни
|
16.11.2021 |
|
13.11.2021 |
|
11.11.2021 |
Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)
|
09.11.2021 |
Вечная тоска (о художнице Глебовой)
|
08.11.2021 |
|
07.11.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"