TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины.

    Мещерин. Морозная ночь. 1908.

    Ответил я так: “Не попалась. А и попалась бы... Я не знаю, импрессионизм ли это”.

    Оговорка оказалась исключительной тонкости.

    Отвечал я так, как и статьи пишу: прислушиваюсь к каждому своему слову или даже умалчиванию – не фальшивлю ль? И что-то мне запретило теперь умолчать о своём колебании.

    В той статье я и в самом деле, взявшись её дополнять репродукциями, не поставленными сразу, поостерёгся добавлять (а всё там по хронологии) то, что в разгар, так сказать, его импрессионистского периода импрессионизму не соответствовало.

    Но об этом же никто не узнал.

    Теперь же вот я признался…

    У меня заскребла совесть.

    Я нашёл в интернете эту репродукцию а там под ней – такое:

    "Картина “Морозная ночь” – одна из самых эффектных работ Николая Мещерина. Она написана методом наложения обособленных мазков в сине-белых тонах. В ней художник сумел запечатлеть не только отблеск лунного света на заснеженной березе, но и воссоздать эффект мерцания кристаллов инея и всполохов на зимнем звездном небе. Этому лиричному по своему настроению живописному произведению подходят музыкальные строки Мещерина из его альбома зарисовок 1905 года:

    “Наша улица снегами залегла,

    По снегам бежит сиреневая мгла.

    Мимоходом только глянула в окно,

    И я понял, что люблю ее давно.

    Я молил ее, сиреневую мглу:

    "Погости-побудь со мной в моем углу,

    Не мою тоску ты давнюю развей,

    Поделись со мной, желанная, своей!”

    Как Иннокентий Анненский в своих стихах, так и Николай Мещерин в своих пейзажах стремился передать личное, почти интимное переживание от встречи с красотой природы. Поэзия русского пейзажа – это, с одной стороны, отдушина для художника, чье увлеченье живописью не находило сочувствия у родственников. А с другой – своего рода побег в мир без суеты и тревог” (http://www.rusimp.su/ru/collection/object/220).

    Я не стал реагировать на метод "наложения обособленных мазков”, спасавший же импрессионистичность картины. Я среагировал на Анненского. Он же ницшеанец. А в самой статье о Мещерине у меня был пассаж о сходстве импрессионизма с ницшеанством… Плюс спинномозговое ЧТО-ТО, что в стихотворении Анненского, кажется, можно ницшеанство усмотреть.

    Хорошо иметь плохую память!..

    Захотев освежить, как я когда-то давно выводил ницшеанство в одном за другим стихотворениях Анненского, я наткнулся на этот вывод из… процитированного стихотворения (правда, более полного) у… себя же. И вывод этот всего лишь прошлогодний. См. тут.

    Ну ладно. Там, с литературой, я справился. А как мне увидеть образ метафизического иномирия у Мещерина?

    Я заметил, что трудно бывает, - когда подсознательный идеал бывает выражен не образом, а “текстовыми” противоречиями с “нецитируемым” катарсисом от их столкновения, - что трудно бывает увидеть даже сами “текстовые” противоречия, хоть они не спрятаны (это не то, что угадать катарсис).

    Образное выражение для меня всегда выглядело очевидным.

    А тут я что-то не вижу и его…

    Или вот – ледяной туман же над рекой. Вверху – звёздная ночь. Чуть не чёрная. А чем ниже, тем оплотнённее воздух над рекою. И горизонта там уже не видно (а был бы виден, если б не туман).

    И в эту неизвестность отправились по льду две фигурки. Меньшая впереди большей. Как собака и её хозяин. Какие-то… тёплые (коричневая, наверно, есть в смеси с синим).

    Последнее тепло… Исчезающее.

    Метафизическое иномирие холодом отдаёт…

    Надо, наверно, считать эту картину исключением в творчестве Мещерина. В другие разы его приближения к Абсолюту (характерному для ницшеанства) это был всё же не метафизический Абсолют, а Родина, Россия.

    4 ноября 2021 г.

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

25.11.2021
15:10

Поймал на проговорке (о Микеланджело)

    Один смелый человек, в заглавии взяв на себя обязанность сказать, в чём смысл фрески Микеланджело “Сотворение Адама” (1511), написал: "…чтобы пальцы были . . .

23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100