TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами. Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит . . .

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он . . .

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные . . .

07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы… Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они . . .

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

     

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, которое должно побеждать тьму… Они ведь, наоборот, стали абсолютно зашоренными.

    Владимир Корнилов

    Ей Богу, я знаю, почему.

    Только это сложно. И, дай вам Бог, читатель, умения вникнуть.

    Но для начала вам надо признать, что существует подсознательное. Не просто пробежать глазами предыдущее предложение, а глубоко это в себя принять.

    Чтоб принять глубоко, я вам предложу эксперимент, который вы может проделать со знакомым. А может, и сами сейчас вот убедитесь.

    Произнесите вслух вот такие слова:

    PENSIL

    PEN

    BUS

    BOP.

    Никто не прочтет четвертое буквосочетание по-русски. На втором-третьем слове в человеке уже успевает выработаться так называемая установка. В данном случае - установка на латинский шрифт. Человек не осознает ее, но она есть. И опыт с четвертым словом ее обнаружил.

    В нашей психической жизни вообще большинство процессов – подсознательные. Автоматизмы всякие, дыхание и мн. др. Я вот недавно познакомился с совсем микроскопическим явлением подсознания. У меня стало заболевание сетчатки в одном глазу. В направлении смотрения у меня стало пятно слепоты, серое. Немного подлечили, и что стало? Если я больным глазом смотрю на белую стену, я не чувствую его больным . Я вижу всюду одинаковую белую стену с той фактурой краски, какая на ней. Но, если я направляю взгляд на висящую на стене картину, она исчезает из восприятия. Я вижу ту же белую стену в мелких пупырышках краски. И никаким усилием воли я не могу вернуть прежнее восприятие серого пятна в направлении взгляда. Как никаким усилием воли я не могу осознать установку на латинский шрифт или установку на обеспечение целостности высказывания. Мы ведь не словами говорим, а предложениями. И в каждое попадают только те слова, которые работают на смысл предложения (ну кроме слов-паразитов; я знал одного, который невольно часто вставлял слово “пнимаешь?”).

    А кое-что подсознательное можно перевести в осознаваемое, например, частоту дыхания. В комедии “Формула любви” Калиостро умел замедлять стук своего сердца.

    Есть два вида подсознательного, которые умеют кочевать из подсознания в сознание и обратно и обслуживают создание произведения искусства, которое есть что? Экстраординарное условное явление. Не различая их, об этом их свойстве так выразился Пушкин: “Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён”.

    Одно подсознательное обеспечивает органичность, которую можно назвать эстетичностью: в каждом (ну почти в каждом) элементе выражается идея целого.

    Например, Радищев в оде “Вольность” по поводу победы восстания будущих США против Англии решил прославить не свою императрицу, как было принято, а революцию (и в том была часть экстраординарности). Стиль классицизма требовал звучных стихов (один из видов обеспечения идеи целого – славословия – был тем, чтоб было много гласных в каждом слоге – другая часть экстраординарности).

     

    Вещаю то, что мыслю я,

    Любить могу и быть любимым,

    Творю добро, могу быть чтимым,

    Закон мой – воля есть моя.

    Другое подсознательное – идеал автора. Радищев понимал, что царская Россия не Америка с вооружённым против индейцев народом, и что идеал революции в России почти безнадёжен. Последнее соображение, вытесняясь в подсознание во время восхваления революции, которая представлена в оде богоугодной и победительной (иначе как её хвалить?), тем не менее толкает Радищева на непреднамеренность и странность, ещё большую, чем тема – на затруднённые в чтении некоторые стихи (“Во свет рабства тьму претвори”). Этот подсознательный идеал относится к типу трагического героизма. И проявляется РЕДКИМИ странностями для своего времени (времени господства стиля классицизма).

    Так проблема в признании всеми наличия подсознательного идеала (боговдохновения, как говорили когда-то, когда проблема такого признания не существовала).

    А с кризисом религии эта проблема стала. Причём и для самих художников, которые инстинктивно как бы знают по себе, что какое-то особое вдохновение есть. Есть даже разделение искусства на прикладное и неприкладное, из которых второе как бы выше. Но в осознаваемом и общепринятом виде признания всего этого нет. Тем более, что сотворение произведения неприкладного искусства – редкость. И кажется, что искусство это когда чем-то выражено что-то – знаемое, в общем-то. Тем паче, что в прикладном участвует то подсознательное, которое обеспечивает эстетическое качество (органичность).

    Надо бы в отличие от эстетического качества выражение подсознательного идеала называть художественностью. Так и это не общепринято. И замутняет картину творчества.

    Но всё-таки творческие люди чувствуют в себе силу одного или обоих подсознательностей. И обе они не подвластны воле, принуждению. То есть искусство оказывается островом Свободы.

    А противополюсом Свободе является Порядок. И так случилось, что глобалисты (порождение либералов) взяли себе на флаг Свободу. А Россия, традиционалистская всегда, - Порядок.

    Вот и получилось, что творческие люди естественно тяготеют к Западу, где господствует теперь американский глобализм. (Как и предприниматели естественно тяготеют к центру капиталистического мира, который есть Запад. Сужу по себе. В конце перестройки и начале реставрации капитализма, мне забрезжила возможность опубликовать книгу о Чюрлёнисе. Она была вольнодумная, потому что я отправлялся от подсознательного идеала, никем не признаваемого. Замерещился доход от продаж издания. Знакомый делец, - в порядке обращения со шкурой неубитого медведя, - посоветовал не сразу по мере продаж оплачивать издательству его долю. Надо было завести счёт в банке. И в связи с деревянностью рубля, стоило завести счёт в объявившей независимость Литве, откуда я только-только уехал, оставаясь ещё там прописанным. – И меня потянуло на Запад.)

    А что б было, если б национальной идеей в России признали коммунизм? А при нём будет не труд как первая необходимость (трудиться будут роботы и искусственный интеллект), а жизнью всех будет жизнь аристократов, живущих в неприкладном (как наиболее утончённом и глубоком) искусстве (жизнь творцами или сотворцами)… А неприкладное искусство вдохновлено подсознательным идеалом. И его стоило б всем признать.

    Тогда Россия превратится в страну Свободы. И сейчас же у неё, как у туда стремящейся, появится отсутствующая сейчас мягкая сила, привлекательность общества, идущего в правильном направлении.

    И в такой стране творческая интеллигенция не стала б кричать: “Нет войне на Украине!”

    8 марта 2022 г.

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100