Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.06.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.05.2018 |
Душа стесняется лирическим волненьем, и...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.05.2018 |
Почему читаешь - дух зазватывает, а смотришь кино...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.05.2018 |
Жуткая метафизическая свобода и физические преграды на каждом шагу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.05.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.04.2018 |
Да здравствует Вейдле! Если кто из сомневающихся, может ли он чувствовать стихи, почитает Вейдле, тот убедится в своём ничтожестве. ""Ты говорила: в день свиданья под вечно–голубым небом, в тени олив, мы лобзанья любви вновь, мой друг, соединим". Напечатано в строку, трижды переставлены слова; этого совершенно достаточно, чтобы убить очарованье. Оно убито, потому что уничтожен звукосмысл. Остался обыкновенный словесный смысл, - что о нем скажешь?.. Стоит, однако, хотя бы одной строке вернуть стиховое ее достоинство, т. е. напечатать и прочесть ее как стих, чтобы стали ощутимы и действенны ее "ни", "ив", "ви", "ли", "лю", "ло", и зазвучало бы волшебно. В тени олив, любви лобзанья” (https://profilib.net/chtenie/103548/v-veydle-embriologiya-poezii-82.php). Можно ли что-то подобное услышать тут? 3. ЗАПИСКИ ЗАПОЙНОГО ОХОТНИКА ЗАПИСКА I Впечатление
А? Эти "ни”, “на”, “не”, “ны”… Неужели этого около-нет потребовала тема конца лета? В конце этого стихотворения есть явные созвучия…
Тут "кагор” - “когорта”. Впрочем, и "кустарники” - “кустарей”. То есть что-то вроде мастеров ручной работы, представляющих собою когорту, сплочённую не только общей выпивкой, но и общим нешаблонным отношением к своему труду. Против чего сплочены они? – Тут "кр” и "рк” много: кустариники – козыряют – кагор – бочарника – когорта – кустарей. – Какое тут соответствие с концом лета или чего другого? Кранты? Больше всего меня поразило словоприменение "кожа луны” во втором четверостишии.
Не смог я ничего путного придумать. Наоборот, натуралистическую ошибку поэта обнаружил: "Бабочки появляются около середины или в конце лета; летают и спариваются, по вечерам, невысоко над землёй” (Википедия). – По вечерам, а не "утрами”. Это сочинил Саша Соколов, которого относят к постмодернизму. То бишь нет ничего, достойного быть идеалом. Можно ли невозможность осмыслить кожу луны и натуралистическую ошибку отнести на такой большой счёт, как отсутствие идеала? Слово "напрасно” как раз тут подходит для искомого вейдлевского звукосмысла. Из-за "пр” четырёхкратного: напрасно – прозрачней – шелкопряда непарного… Есть такая пустоговорка: "ТЫР-ПЫР ВОСЕМЬ ДЫР - погов. Суета, беспокойство” (https://phraseologism.academic.ru/694/%D0%A2%D0%AB%D0%A0-%D0%9F%D0%AB%D0%A0_%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%9C%D0%AC_%D0%94%D0%AB%D0%A0). Так может – если заметить звонкую “д” на глухую “т” – сюда можно и "тр” присоединить: утрами - янтарными? – Пустоговорка очень даже подходит постмодернизму… Если несуразность кожи и утра кто-то не заметит, в следующем четверостишии ляп поочевиднее:
По принципу – в огороде бузина, а в Киеве дядька. – Взбрык против общей скуки из-за отсутствия идеалов в принципе. То же и со словом “сутолка” – оно местное владимирское. Да и за словом “бергамотные” мне пришлось лезть в интернет. Но вейлевского звукосмысла тут нету. Не думать же, что "бр” из "базаре” породило "Бергамотных”. Наоборот – наличествует простейшая рифма "есть – съесть”, которую стыдно применять-то. Но что Саше с его пофигизмом… Такой же раздрай и в следующем четверостишии.
И тоже без звукосмысла. Он появляется опять только в следующем четверостишии: "бе”, “ба”, “бу”, “ба”, “бо”.
В предпоследнем тоже есть – то же, что в первом, от НЕТ. Если я не ошибаюсь. И тогда то же можно высосать и в последнем.
Всё это было первым стихотворением прозаическо-стихотворного сочинения “Между собакой и волком” (1980). Мы видим, что не во всех четверостишиях есть звукосмысл. Это можно объяснить малым поэтическим талантом Саши Соколова. И можно проверить. В последнем стихотворении – поскольку оно последнее – звукосмысла должно быть не меньше, чем в первом. Я буду помечать как созвучия по такой известной таблице:
18. ЗАПИСКА, ПОСЛАННАЯ ОТДЕЛЬНОЙ БУТЫЛКОЙ ЗАПИСКА XXXVII Post scriptum
Сперва звукосмысл играет на тему “Нездоров”, потом на тему “веТРов” и “вымРеТ”, потом – “ТаюТ”, “беССледно”, “ТоСКа”, “РастРаТа”, “ДосаДа”, “лиШку”, “меШка”. – Негативное всё. Вообще я до сих пор понимал постмодернизм как пофигизм, т.е. без отрицательных эмоций. А тут – отрицательные. Ну что ж. Здесь – так. Но даже и на негативе звукосмысл играет. Радость жизни есть. Если с натяжкой, то проверка получилась.
В статье “Открытие" мне удалось пристроить вейдлевский принцип короткодействия, так сказать, поэтичности. (Если длиннодействием – считать выражение художественного смысла целого произведения, другими словами – оставление следов подсознательным идеалом автора.) Это короткодействие поэтичности, получилось, выражает вечно одно и то же: радость жизни саму по себе. И я назвал её вейдлевской. Такой вывод требует, чтоб и при отсутствии у автора чего-то, достойного категории идеала (у автора-постмодерниста), эта вейдлевская радость жизни сохранялась! Если я не наделал ошибок, выше мне удалось показать, что так оно и есть. 22 апреля 2018 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.04.2018 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.04.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"