TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

15.11.2020
11:43

Патриотизм и патриотизм

    Я, так случилось, чувствую себя русским. Более того – русским националистом. Боюсь я за Россию. Очень уж её клюют. Плюс очень много, грубо говоря, предателей родины в ней развелось. Недавно они чуть её не убили. А что-то веет опасение, что народ может опять повестись, и дать себя обмануть. Моё окружение, реальное и виртуальное, во всяком случае, переполнено предателями.

    А я занимаюсь искусствоведением. И тут вижу ещё одну опасность для России.

    Объяснюсь.

    Сила России в народе, в его, в частности, гордости за страну.

    Искусствоведения это касается по линии, осознанной Достоевским, в виде всемирной отзывчивости русских. По-моему, это можно переформулировать как усвоение народом в будущем высшей чувствительности к произведениям искусства. В будущем! Не в настоящем. Ибо в настоящем, злободневном, в связи с выходом масс на арену истории, русским предстоит побороть в себе естественную тягу к тому, что породил капитализм и подхватил антикапитализм (так называет лжесоциализм Фурсов), – к массовому искусству.

    Оно прикладное по преимуществу.

    Я его называю полемически резко – о, в общем-то, знаемом. Это и колыбельная (и родителю и ребёнку, в общем, известно, что монотонность наводит сон). Это и любовная песня (усиливает переживание любви, о которой наслышаны даже не испытавшие её). Это патриотическое произведение (усиливающее чувство любви к родине, исподволь уже воспитанное обычно в гражданах).

    Так массовое искусство паразитирует на этой знаемости и рассчитывает (и не прогадывает) на хороший приём узнаваемого своего, ценят только за то, что оно своё.

    Патриотизм – чувство высокое. Опасно им оскомину набить. Поэтому фильм “Иван Васильевич меняет профессию” подаёт его на втором плане, мимоходом. И когда естественнейшим образом завязываются отношения Милославского с одной из окружения царевны – нет, слов нет, какая это прелесть. А подано в виде шутки.

    Я эту сцену вспомнил, глядя на такую картину:

    Щрилёв. Княжич приехал.

    По-моему, это какое-то детское заимствование из того кино.

    В кино тоже русские красавицы, но, во-первых, они не похожи друг на друга, как близнецы у Щрилёва, во вторых, они живут. Даже и на остановленном кадре.

    То есть Щрилёв, а он самоучка, не смог научиться возрожденческой простой естественности выражений лиц. А после Возрождения ведь научились и психологию передавать.

    Его вообще незаметно для себя тянет рисовать, собственно одно и то же лицо в разных местах.

    У всех брови вразлёт, глаза светлые, широко распахнутые, длина лица намного больше ширины.

    Ненатуральность выражения лиц у него иногда просто режет глаза.

    Щрилёв. Вятичи.

    Или он этнографические нюансы тут изображал, а не людей: височные кольца, закрывающий волосы головной убор замужних женщин и т.п.?

    Как можно писать об этом такие заголовки: “Картины, пронизанные русским духом”, “Художник Михаил Щрилёв. Русское”, “Художник-славянист Щрилёв Михаил Николаевич”, “Щрилёв Михаил – русский художник-славянист” и т.п.?

    Это ж ронять уровень русскости в живописи.

    Он определяется не прикладным искусство, а неприкладным, выражающим подсознательный идеал автора.

    Само идеологическое искусство не является прикладным, ибо приложено к некой идее, призвано усиливать переживание её.

    Русская живопись в области неприкладного искусства и так понесла урон. Из-за татаро-монгольского ига отстала в эпоху Возрождения, стала вторичной (следующей за Западом) после Петра Первого, от задержки крепостного права стала в XIX веке преимущественно идеологической (сочувствующей крестьянам, освобождённым от крепостничества без земли), продолжила идеологизм из-за революционной, а потом и послереволюционной ситуации в ХХ веке, а теперь ещё и посконный патриотизм попёр от курса Запада на уничтожение России вообще, и так называемое массовое искусство и информационная война, штука рациональная, худшим образом сказываются на возможности появиться произведению неприкладного искусства.

    Оно и всегда – как редкие чёрточки в пунктире всемирной истории искусства. Но художественность, ему соответствующая, открыта в СССР, “Психологией искусства” Выготского (в 1925 году, впервые опубликовано в 1965-м). То есть Россия имеет шанс поднять уровень художественной критики на недосягаемую остальным высоту. Надо признать обладающим художественностью только то произведение, которое имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Большие художники и так, стихийно, следуют этому критерию. Но на нём трудно удержаться – скатываются в прикладное искусство (в морализаторство, в дидактику) и даже просто в иллюстрацию или изопублицистику. А с классной критикой, скатываться стало б опасно. Россия могла б стать анангардом в области художественности. – Вот, чем стало б возможно гордиться, быть патриотом настоящим, а не глупо и надуто-фальшивым.

    13 октября 2020 г.

14.11.2020
13:48

Какой стыд!..

    Я спутал Пушкина с Лермонтовым! Ужас (см. тут). Вот это стихотворение: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100