TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.01.2014
23:04

Пушечное мясо для революций.

    Студенческие беспорядки в феврале 1899√го. Неурожай и голод 1901 года охватили 147 уездов европейской части России. Возвращение политического террора: выстрел в . . .

26.01.2014
14:13

Зря рекомендованный Формайт.

    А ну-ка √ эксперимент. Читаю порекомендованное произведение, ⌠Ветеран■ Форсайта, которое подозреваю никчемным, раз порекомендовал американец. Есть способ . . .

24.01.2014
12:45

К 76-й годовщине со дня рождения Высоцкого

    или Образный смысл √ это не художественный смысл. Накануне 76-й годовщины со дня рождения Высоцкого я был уличён в существующих и не существующих ошибках в одной . . .

22.01.2014
10:17

Короче, чужой Коротич.

    Я каждый вечер, годами, слушаю украинский националистский телеканал. Знаю, сколько ненависти с него льётся десятилетиями. Я теперь вижу, как он показывает этот . . .

20.01.2014
12:41

Нет. Не растерял Растеряев...

    Усомнился я┘

    Послушайте (тут). И посмотрите.

     

    Ходики идут.

    На столе вино.

    Солнца луч стучит в закрытое окно.

    Я пока что трезв.

    А вчера был пьян.

    Философия одна √ старенький диван.

    Я всю жизнь на том диване

    пролежал с похмельной дрожью,

    Сам себя лелея блажью, убаюкивая ложью.

    Хорохорясь, ерепенясь и валяясь, как колода┘

    Только ходики на стенке мне отсчитывают годы.

    Мне на подоконник дождик воду льет,

    А в углу в иконе Боженька живет.

    В ходиках кукушка счет ведет часам.

    Что мне дальше делать, я не знаю сам┘

    Жизнь идет из перекуров,

    Тамбуров и каламбуров.

    Почему все так уныло? Почему все так понуро?

    Не кукуй, кукушка! Помолчи, давай!

    Подмигни с иконы, батька Николай!

    Но не оправдаться мне в твоих глазах!

    Правы только стрелки в стареньких часах.

    Черная ночь, белый день ≈ страх и лень.

    Годы мои, годы┘ ≈ что за кутерьма?

    Мне моя свобода стала, как тюрьма.

    Видимо, на свете

    самый тяжкий труд ≈

    Слушать, как на стенке ходики идут┘

    Ходики идут.

    На столе вино,

    Солнца луч стучит

    в закрытое окно┘

    Усомнился я во всём. В себе. В своей способности что-то понимать. В искренности вот этого Игоря Растеряева. Народ он. Из Питера, из семьи художников. Высшее театральное образование. Смотрите на это инициативное какое-то лицо.

    По заграницам гастролирует. И фамилия √ как на подбор √ точно к словам песни.

    С другой стороны, художник, автор-исполнитель своих песен. Он же обязан себя внутреннего выражать, а не внешнего.

    Само Время выражено в песне. Метафизическое.

    Ну что √ этот мир?!. Что √ это физическое время?!. С событиями┘ √ Юдоль. ⌠┘плачевная, мир горя, забот и сует■ (Даль). А тут, в песне √ ничегонеделание. Что как не отсутствие времени выражается? Сама Вечность. Какое в ней время.

    Сами эти ходики √ уже образ остановившегося времени.

    У нас с мамой были ходики на стене┘ Но лет 60, как я уже не видел ходиков ни у кого. А тут, в видео (деревня какая-то?), есть. √ Это от бедности? √ Да нет. Я всю прожил в бедности, а ходиков √ нет. И это просто по инерции. Так у всех. Суетящихся. А если не обращать внимания на суету┘ Мне наручные часы подарила мать на совершеннолетие, так сейчас, через 60 лет у меня только третьи наручные часы, и все √ её подарки.

    Чуть ли не то же со стареньким диваном.

    Не нищета выведена в песне, а безразличие к суете (так это квалифицировать нужно).

    Всё, что негативное: ⌠Солнца луч стучит в закрытое окно■, ⌠Я всю жизнь на том диване пролежал с похмельной дрожью■, ⌠Мне на подоконник дождик воду льет■, ⌠Годы мои, годы┘ ≈ что за кутерьма?■, ⌠Видимо, на свете самый тяжкий труд ≈

    Слушать, как на стенке ходики идут┘■, - всё негативное за обычность негативно. Ибо хочется-то √ из ряда вон!

    Если Растеряев √ народ, то народ √ ницшеанец. Как ни чуждо звучит это слово в применении к русскому народу. Чисто по-русски сказать: Растеряев в ⌠Ходиках■ √ это своеобразный Чехов.

    ⌠Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы■ (Чехов. Душечка).

    Как Илья Муромец, который 33 года лежал на печи, потому что дела по плечу не было.

    Или Обломов.

    ⌠В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мёртводеятельных людей (Ольга и Штольц). Никакая ⌠положительная■ деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишаться покоя. Это своего рода толстовское ⌠неделание■. Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, а только деятельность, в которой личное совершенно сливается с делом для других может быть противопоставлена обломовскому покою■ (Пришвин. Записки о творчестве. Контекст 1974. С. 323-324).

    То ли дело в гражданскую войну √ Мировую Революцию начинали, новый мир открывали. То ли дело было позже √ первые в мире социализм строили. Позже √ самую сильную армию планеты победили, спасли планету от фашизма. Атомную войну не дали начать. В космос первыми вышли┘

    А теперь?

    Не самой же правильной религии оплот составлять народу?

    Нет, возглавив безрелигиозный традиционализм под коммунистически лозунгом: ⌠Каждому √ по разумным потребностям!■ - мог бы народ опять играть мессианскую роль указывающего путь спасения человечества от экологической всеобщей смерти из-за неограниченного прогресса. Мог бы народ опять стать впереди планеты всей. Мог бы┘ √ Вон, запанибрата ого с кем: ⌠Подмигни с иконы, батька Николай!■ (Святой Николай, но и про Бога можно не сомневаться: русская воля скорей безбожная, чем с Богом; что хочу, то и ворочу). Раззудись, плечо, размахнись, рука┘ Лишь ⌠в углу в иконе Боженька живет■.

    Чтоб такое выразить, как раз и требуется мнимо погоревать: ⌠Мне моя свобода стала, как тюрьма■. √ Вот и будет как раз то, что называется художественностью, и путём к чему стихийно следуют художники всех времён и народов: путём наибольшего сопротивления.

    А жутко мне стало, потому что я опять столкнулся с подтверждением, что я понимаю русский народ, сколько людей последнее время меня ни убеждали в обратном.

    Страшно: я таки прав!

    Страшно: если это ницшеанство, то оно ж зло. Хоть я к нему неравнодушен. К метафизике┘

    Страшно: я что-то не понимаю?

    Или эта песня и клип √ продукт попсы, и я таки ничего не понимаю, хоть теоретически всё сошлось. Выдумка это, а не сколько-то верное соответствие жизни.

    Вообще жутко: иметь для себя теорию, что в художественном произведении со словами перец его в том, о чём словами не написано, как у Достоевского, например, ⌠убийцы философствуют, святые продают тело на улице, отцеубийцы спасают человечество и т.д.■ (Выготский. Психология искусства. М., 1987. С. 221)

    19 января 2014 г.

18.01.2014
21:17

Кабаков постмодернистом притворился?

    Все встречались с рифмоплётами. В их произведениях есть противоречие: фразирующее произношение сталкивается с тактирующим. А никакого особого впечатления на . . .

28.12.2013
12:22

Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.

    Я, занимающийся открытиями художественного смысла произведений искусства, всегда скрытого, если произведение таки художественное, решил сделать отступление . . .

18.12.2013
18:41

Аранышев. Проверка.

    Я получил возражение на свой вывод, что Аранышев √ пробуддист (см. тут). Картина "Звуки тишины", мол, символистская. А символизм √ это ж нечто мечтательное о чём-то . . .

16.12.2013
17:01

И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.

    Хочется как-то отреагировать на события на Украине. Разрешите, я перепечатаю давно стоящий в интернете материал 1993 года создания. Мало ж кто туда заглядывает. Плюс . . .

15.12.2013
12:29

Аранышев.

    Было так. Я спросил Яндекс: "Лучшие художники современного искусства". Что-то выбрал в предложенном перечне сайтов, открыл, а там список из нескольких фамилий с . . .

13.12.2013
13:34

Но как я пролетел!

    Пролетел я с оценкой (обнаруженного одним ни в чём не заинтересованным корреспондентом) безразличия большинства присутствующих на евромайдане к евроинтеграции . . .

11.12.2013
14:00

Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?

    Отправной точкой моего разбора являются две идеи: идеостиля и повторяемости его в веках. Например, тяга к классицизму в советском искусстве. Классицизм √ . . .

08.12.2013
18:02

Франсуа Буше.

    Я рококо понимаю как индивидуалистический бунт против обществизма при классицизме. А поскольку сильнейшая степень такого бунта есть в веках повторяющееся . . .

01.12.2013
22:40

Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.

    Я всё ругаюсь на искусство, ограничивающее себя образами для выражения того, что хочет сказать художник. Слабо, мол. Выражает знаемое. То ли дело, мол, выражать . . .

01.12.2013
15:47

Не про "Идеального мужа" Богомолова.

    Что бывает если отдаться тому, что тебя несёт? Вдруг что-то остро-интересное? Меня несёт всё усиливающееся ощущение падения высокого искусства. Падение √ из-за . . .

27.11.2013
12:33

Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.

    Герман не прогнулся перед наступившим капитализмом. То же будет и с ⌠Трудно быть богом■. http://art-otkrytie.narod.ru/german-st.htm Признак состоит в том, что Герман сделал в . . .

25.11.2013
08:47

Иванов и Велединский

    Недавно в клубе ⌠Что? Где? Когда?■ прозвучал смешной вопрос: ⌠Почему крестьяне не разбили статую?■ Ввод в вопрос приблизительно такой. Во время революции . . .

10.11.2013
11:13

Ай да Быков! Ай не молодец!

    ⌠Поистине, бывают странные сближения■, так заканчивает Дмитрий Быков свою статью ⌠Странные сближения■, якобы перекликаясь с Пушкиным: ⌠В конце 1825 года . . .

03.11.2013
14:16

Всё проходит. А унижение народа?..

    Дню всенародного единства посвящается. Начинает выкристаллизовываться у меня новый жанр искусствоведческого разбора √ объяснять самому себе, почему мне стыдно . . .

01.11.2013
15:07

Эх, Буслов!

    - Мне стыдно. - А кто ты такой, чтоб публично каяться? - Ну┘ Какой-то круг людей меня знает. Вдруг полезно будет им, если на это наткнутся┘ - И в чём польза? - Одна из . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100