|
Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.03.2025 |
Как меня вербуют против России
|
12.02.2025 |
Импровизации Пикассо и других и – свобода
|
10.02.2025 |
До чего доводит бестемье
Мне вспоминается откровение писателя Тригорина из чеховской Чайки: "Бывают насильственные представления, когда человек день и ночь думает, например, все о луне, и у меня есть своя такая луна. День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен писать, я должен... Едва кончил повесть, как уже почему-то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую... Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу. Что же тут прекрасного и светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь!”. Сколько бы тысяч деталей художественных произведений я ни объяснил за свою жизнь, исходя из целого, которое есть произведение искусства, я всё равно как бы так и остался в той фазе – в молодости – когда я не мог анализировать. Когда я смотрел на картину, как в афишу коза, и двух слов о ней не мог связать. Как и большинство людей. Но случилось мне от большинства оторваться. Я научился анализировать. Но плохо научился, наверно. Мне больше нравится синтезировать. Хоть я не уверен, не имеет ли анализ в своей скрытой от сознания основе то, по какому принципу проводится анализ. Скажете, - кто вник в только что написанное, - что потому и считает большинство анализирование мутью, что сколько аналитиков, столько и анализов. Мне и тут случилось оторваться от большинства. Я почти в самом начале эстетического самообразования наткнулся на книгу гениального методиста (мастера учительства), Гуковского. И от него узнал о научности анализа, которая, научность, не ровня всем остальным анализам. Научность эта состоит в так называемой сходимости анализа. Это, когда абы какой элемент произведения указывает – прямо или через цепь соображений – на одно и то же, на одно и то же. Чудо такое. Оно имеет своё глубокое основание. Мы, например, даже просто говорим не словами, а фразами, кусками, бо`льшими, чем слово. То же с произведениями искусства. Художники не мазками рисуют, а, так сказать, замыслом целого. Потому и получается при анализировании зрителем, специальным зрителем, нацеленным на то, КАК это сделано, натыкаться на тот замысел целого, который был первопричиной всего произведения. – Это в случае с прикладным искусством. Тем, которое рождается замыслом сознания. – А в случае с неприкладным, рождающимся подсознательным идеалом, - а тот есть какой-нибудь нюанс духа времени, - тем целым оказывается при анализировании художественный смысл, содержательно и равный тому самому нюансу духа времени, который уловило подсознание художника. Тут анализу подвергается не абы какая деталь, а только странные для своего времени. Сверх-, так сказать, научность. Учёными пока не принятая, хоть им это открыл Выготский ещё в 1965 году, когда впервые была опубликована его “Психология искусства”. Все анализы трудны, последний – особенно. Может, потому его учёные и избегают. Я же любые читаю, чтоб использовать их для своих синтезов. (Думаю, это не плагиат.) А с искусствоведами беда даже не с неприятием последнего вида анализа (странных элементов), а с зачастую неумением анализировать со сходимостью анализа абы каких элементов. Схватит такой искусствовед одну какую-то деталь, скажем, введение со стороны Пикассо в коллаж кусков газет, и от этой одной детали и танцует в с своих потугах что-то объяснить. "Фрагменты газет и журналов, использовавшиеся, например, Пикассо и Браком, как правило, не просто дают фактурный эффект, эффект реальности, но осознанно отсылают к определенным смысловым контекстам. Их выбор оказывается отнюдь не случайным и направлен на создание многоуровневого, мерцающего смыслового пространства” (Берберова). Потуга у Берберовой, как видим, кончилась ничем, что замаскировано увиливанием от конкретики произведения. Не названо даже ни одно авторства Пикассо. Я и в интернете не нашёл, чтоб кто-то назвал, что значит введение газеты именно с таким текстом на ней. Даже когда замечают, что где-то – в газете – сообщение об убийстве, а где-то – текстовые носители – вещи из конкурирующих друг с другом магазинов. Разве что – названная мельком неопределённость, что получилось – явно, мол, не живопись. Тогда я могу пускать в бой тяжёлую артиллерию – высказывание Ницше, даже не смотря сам ни на одну репродукцию и не предъявляя её вам, читатель (случай, наверно, экстраординарный для меня, любителя конкретики), а просто руководствуясь тем, что я прежде неоднократно выявлял: что Пикассо – ницшеанец, то есть настолько для него непереносим Этот мир (из-за наличия в нём или смерти, или болезней, своих или у тех, кто им любим, или ещё чего, вплоть до самой причинности, из-за которой все беды), что содержанием его подсознательного идеала является бегство в принципиально недостижимое метафизическое иномирие: "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного…” (https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma). Вполне себе метафизическое иномирие, поименованное “в лоб”. Что для Ницше простительно, ибо он больше философ, чем художник. Неизвестность, что получилось от применения коллажа: какая-то неживопись, - есть образ этого метафизического. Дать образ принципиально недостижимого – само по себе есть радость. И Пикассо мог впасть как бы в наркотическую зависимость производить что-то, не известно что, даже и без материальной провокации. Как факт. В одном месте я прочёл, что он вернулся из Барселоны в Париж в 1914-м с новой любовницей, Евой, и стал применять в коллажах газеты. А до того газет не было. А про Еву я знал, что у неё туберкулёз, и что она вскоре умерла, из чего я вывел, было, переход Пикассо от живописи к объёмному, так сказать, моделированию на плоскости. Отчаяние, мол, из-за Евы. А тут получается, что коллаж начался до Евы. Я уж думал делать сноску в той статье и каяться, что ошибся. Как вдруг в другом месте читаю, что он с Евой познакомился в 1913-м.… В случае же с как бы наркотической зависимостью от радикальной новизны ему и не нужны материальные несчастья, чтоб рваться всё вперёд куда-то на ниве новизны. Перманентная революция.… Насчёт принципиальной неизвестности ни о чём! Ужас. Всененавистничество. А не позитивные слова, как у Берберовой, без всякого обоснования написанные: "создание многоуровневого, мерцающего смыслового пространства… о неклассических принципах развития искусства в двадцатом столетии… Легковесность… сиюминутность… привлекал внимание крупнейших художников… коллажное мышление… калейдоскопическую картину постоянных взаимодействий… множественность позиций наблюдения… деформации и трансформации традиционных границ искусства…” (Берберова). Пока я рыскал по интернету в поисках анализов произведений Пикассо в связи с газетами в коллаже, я наткнулся на рассказ, что в знаменитой “Гернике” тоже был коллаж – что-то красного цвета в нескольких местах. И что Пикассо при демонстрации вещи приёмной комиссии из республиканской Испании схлопотал аплодисменты, когда сорвал эти кусочки. Там не было объяснено, за что аплодировали. А я думаю, что в комиссии оказались люди со вкусом, и они почуяли, что с коллажем – выражено всененавистинчество, то есть уподобление фашистам, разрушившим Гернику. А отказ от коллажа избавляет вещь от подобия этим извергам человечества, Абсолютному Злу. В общем, “фэ” Берберовой и другим искусствоведам. 12 сентября 2023 г.
|
02.02.2025 |
Продолжение статьи про ту, кто написала «Никогда мы не будем братьями»
|
01.02.2025 |
На безрыбье и рак рыба или Мои 5 копеек о фильме «Вызов»
|
29.01.2025 |
Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея
|
29.01.2025 |
Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея
|
25.01.2025 |
|
24.01.2025 |
|
12.01.2025 |
Спортивный интерес в эстетической области
|
11.01.2025 |
|
05.01.2025 |
|
01.01.2025 |
Возможно, ещё один первоисточник в прошлом нынешнего предательства России интеллигенцией
|
28.12.2024 |
Какая боль, какая боль: корифеи-я – 5 : 0!
|
22.12.2024 |
Как незаметно для себя становятся предателями России
|
15.12.2024 |
Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023
|
11.12.2024 |
Вечное повторение на службе у предателей России
|
09.12.2024 |
В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных
|
07.12.2024 |
|
03.12.2024 |
Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
![]() |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
![]() |
© 1999 "Русский переплет"