TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.03.2025
19:29

Как меня вербуют против России

    В конце прошлого века я жил в Одессе и полгода носил искусство- и литературоведческие статьи по редакциям местных газет. Печатали. То были разборы произведений . . .

12.02.2025
18:06

Импровизации Пикассо и других и – свобода

    Импровизации Пикассо и других и – свобода. Я опять ошибся (см. тут). Долинина привела с Пикассо правильный пример выражения им полной свободы, вседозволенности, . . .

10.02.2025
13:20

До чего доводит бестемье

     

    Мне вспоминается откровение писателя Тригорина из чеховской Чайки:

    "Бывают насильственные представления, когда человек день и ночь думает, например, все о луне, и у меня есть своя такая луна. День и ночь одолевает меня одна неотвязчивая мысль: я должен писать, я должен писать, я должен... Едва кончил повесть, как уже почему-то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую... Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу. Что же тут прекрасного и светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь!”.

    Сколько бы тысяч деталей художественных произведений я ни объяснил за свою жизнь, исходя из целого, которое есть произведение искусства, я всё равно как бы так и остался в той фазе – в молодости – когда я не мог анализировать. Когда я смотрел на картину, как в афишу коза, и двух слов о ней не мог связать. Как и большинство людей.

    Но случилось мне от большинства оторваться. Я научился анализировать. Но плохо научился, наверно. Мне больше нравится синтезировать. Хоть я не уверен, не имеет ли анализ в своей скрытой от сознания основе то, по какому принципу проводится анализ.

    Скажете, - кто вник в только что написанное, - что потому и считает большинство анализирование мутью, что сколько аналитиков, столько и анализов.

    Мне и тут случилось оторваться от большинства. Я почти в самом начале эстетического самообразования наткнулся на книгу гениального методиста (мастера учительства), Гуковского. И от него узнал о научности анализа, которая, научность, не ровня всем остальным анализам. Научность эта состоит в так называемой сходимости анализа. Это, когда абы какой элемент произведения указывает – прямо или через цепь соображений – на одно и то же, на одно и то же. Чудо такое.

    Оно имеет своё глубокое основание. Мы, например, даже просто говорим не словами, а фразами, кусками, бо`льшими, чем слово. То же с произведениями искусства. Художники не мазками рисуют, а, так сказать, замыслом целого. Потому и получается при анализировании зрителем, специальным зрителем, нацеленным на то, КАК это сделано, натыкаться на тот замысел целого, который был первопричиной всего произведения. – Это в случае с прикладным искусством. Тем, которое рождается замыслом сознания. – А в случае с неприкладным, рождающимся подсознательным идеалом, - а тот есть какой-нибудь нюанс духа времени, - тем целым оказывается при анализировании художественный смысл, содержательно и равный тому самому нюансу духа времени, который уловило подсознание художника. Тут анализу подвергается не абы какая деталь, а только странные для своего времени. Сверх-, так сказать, научность. Учёными пока не принятая, хоть им это открыл Выготский ещё в 1965 году, когда впервые была опубликована его “Психология искусства”.

    Все анализы трудны, последний – особенно. Может, потому его учёные и избегают.

    Я же любые читаю, чтоб использовать их для своих синтезов. (Думаю, это не плагиат.)

    А с искусствоведами беда даже не с неприятием последнего вида анализа (странных элементов), а с зачастую неумением анализировать со сходимостью анализа абы каких элементов.

    Схватит такой искусствовед одну какую-то деталь, скажем, введение со стороны Пикассо в коллаж кусков газет, и от этой одной детали и танцует в с своих потугах что-то объяснить.

    "Фрагменты газет и журналов, использовавшиеся, например, Пикассо и Браком, как правило, не просто дают фактурный эффект, эффект реальности, но осознанно отсылают к определенным смысловым контекстам. Их выбор оказывается отнюдь не случайным и направлен на создание многоуровневого, мерцающего смыслового пространства” (Берберова).

    Потуга у Берберовой, как видим, кончилась ничем, что замаскировано увиливанием от конкретики произведения. Не названо даже ни одно авторства Пикассо.

    Я и в интернете не нашёл, чтоб кто-то назвал, что значит введение газеты именно с таким текстом на ней. Даже когда замечают, что где-то – в газете – сообщение об убийстве, а где-то – текстовые носители – вещи из конкурирующих друг с другом магазинов. Разве что – названная мельком неопределённость, что получилось – явно, мол, не живопись.

    Тогда я могу пускать в бой тяжёлую артиллерию – высказывание Ницше, даже не смотря сам ни на одну репродукцию и не предъявляя её вам, читатель (случай, наверно, экстраординарный для меня, любителя конкретики), а просто руководствуясь тем, что я прежде неоднократно выявлял: что Пикассо – ницшеанец, то есть настолько для него непереносим Этот мир (из-за наличия в нём или смерти, или болезней, своих или у тех, кто им любим, или ещё чего, вплоть до самой причинности, из-за которой все беды), что содержанием его подсознательного идеала является бегство в принципиально недостижимое метафизическое иномирие:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного…” (https://cyberleninka.ru/article/n/f-nitsshe-protiv-metafiziki-i-essentsializma).

    Вполне себе метафизическое иномирие, поименованное “в лоб”. Что для Ницше простительно, ибо он больше философ, чем художник.

    Неизвестность, что получилось от применения коллажа: какая-то неживопись, - есть образ этого метафизического. Дать образ принципиально недостижимого – само по себе есть радость. И Пикассо мог впасть как бы в наркотическую зависимость производить что-то, не известно что, даже и без материальной провокации. Как факт. В одном месте я прочёл, что он вернулся из Барселоны в Париж в 1914-м с новой любовницей, Евой, и стал применять в коллажах газеты. А до того газет не было. А про Еву я знал, что у неё туберкулёз, и что она вскоре умерла, из чего я вывел, было, переход Пикассо от живописи к объёмному, так сказать, моделированию на плоскости. Отчаяние, мол, из-за Евы. А тут получается, что коллаж начался до Евы. Я уж думал делать сноску в той статье и каяться, что ошибся. Как вдруг в другом месте читаю, что он с Евой познакомился в 1913-м.… В случае же с как бы наркотической зависимостью от радикальной новизны ему и не нужны материальные несчастья, чтоб рваться всё вперёд куда-то на ниве новизны.

    Перманентная революция.… Насчёт принципиальной неизвестности ни о чём!

    Ужас. Всененавистничество. А не позитивные слова, как у Берберовой, без всякого обоснования написанные: "создание многоуровневого, мерцающего смыслового пространства… о неклассических принципах развития искусства в двадцатом столетии… Легковесность… сиюминутность… привлекал внимание крупнейших художников… коллажное мышление… калейдоскопическую картину постоянных взаимодействий… множественность позиций наблюдения… деформации и трансформации традиционных границ искусства…” (Берберова).

    Пока я рыскал по интернету в поисках анализов произведений Пикассо в связи с газетами в коллаже, я наткнулся на рассказ, что в знаменитой “Гернике” тоже был коллаж – что-то красного цвета в нескольких местах. И что Пикассо при демонстрации вещи приёмной комиссии из республиканской Испании схлопотал аплодисменты, когда сорвал эти кусочки.

    Там не было объяснено, за что аплодировали. А я думаю, что в комиссии оказались люди со вкусом, и они почуяли, что с коллажем – выражено всененавистинчество, то есть уподобление фашистам, разрушившим Гернику. А отказ от коллажа избавляет вещь от подобия этим извергам человечества, Абсолютному Злу.

    В общем, “фэ” Берберовой и другим искусствоведам.

    12 сентября 2023 г.

02.02.2025
12:22

Продолжение статьи про ту, кто написала «Никогда мы не будем братьями»

    Предыдущая статья была про стихотворение Дмитрук “Зачем вы пришли с войной?” (см. тут). Я не убедил одну, и она мне написала: "Понимаете, поэзия такая штука, где . . .

01.02.2025
20:10

На безрыбье и рак рыба или Мои 5 копеек о фильме «Вызов»

    Плохо что? – Что у меня какая-то предвзятость к фильму “Вызов” (2023) Шипенко. Фильм же заказной, раз космос решили снимать в натуре. А как может быть в заказном . . .

29.01.2025
14:59

Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея

    Не исключаю, что проявляю наглость: не являюсь специалистом в области права, а берусь спорить с Лихачёвой. То, почему я себе это позволяю, базируется на моей . . .

29.01.2025
14:58

Ещё одна придирка к Лихачёвой, назначенной директором Пушкинского музея

    Не исключаю, что проявляю наглость: не являюсь специалистом в области права, а берусь спорить с Лихачёвой. То, почему я себе это позволяю, базируется на моей . . .

25.01.2025
20:10

Хвала абы какой жизни

    Я тонул. Это было в году 1949-м. Мне было 11. В Каунасе. В луже почти. Есть в Каунасе, можно сказать, почти в центре города полуостров. Формой как Камчатка, только . . .

24.01.2025
19:50

В чём правота Макаревича

    Уехал Андрей Макаревич заграницу и даёт первый концерт. У дверей этой площадки, на улице съёмочная группа телеканала “Дождь”. Журналисты ждут. Минут через 20 . . .

12.01.2025
22:03

Спортивный интерес в эстетической области

    Контрики прислали мне такую репродукцию. По тощей берёзе я подумал, что это Нестеров. – Стал искать название в “поиске по картинкам”. Он, вроде, подтвердил . . .

11.01.2025
16:44

Неуч

    Неуч – это я. Я не учился официально искусствоведению. Учился сам. Возможно, уродливо. И вот теряюсь, не могу определить, к какому стилю отнести совершенно . . .

05.01.2025
15:23

Козыряю терией

    Политизация в области искусства всегда воняла. А у меня бзик, можно сказать: я считаю, что настоящие произведения искусства рождаются идеалом художника. А идеал . . .

01.01.2025
22:53

Возможно, ещё один первоисточник в прошлом нынешнего предательства России интеллигенцией

    Первый, если читали и помните, антисоветскость справа в СССР (Городницкий в “Будапешт-56"). Второй, подумалось, - формализм, не чуяние, как теперь у Екатерины . . .

28.12.2024
18:39

Какая боль, какая боль: корифеи-я – 5 : 0!

    На днях мне привелось разобрать рассказ Чехова “Человек в футляре” (см. тут). А сегодня о нём речь была на канале “Культура” в передаче “Игра в бисер”. И никто . . .

22.12.2024
20:45

Как незаметно для себя становятся предателями России

    Это настоящая переписка на этой неделе с очень давней русской эмигранткой во Францию. Её слова будут косым шрифтом, мои – прямым. Общих знакомых у нас нет. Никто . . .

15.12.2024
21:52

Ошибка лучше, чем словоблудие Около минуты 13 прочтений 26 августа 2023

    Словоблудие таково: "Живопись Дмитрия Николаевича Ермолова акцентируется на самом первом и самом ярком впечатлении. Это картины, посвящённые сильной и . . .

11.12.2024
21:43

Вечное повторение на службе у предателей России

    Это можно было предвидеть… Раз Россия, ужаснувшись демократии 90-х, шатнулась в традиционализм, то стихи поэты должны были начать писать преимущественно . . .

09.12.2024
21:00

В чём было вдохновение Бабеля, когда он живописал ужасных

    Он поверил, что отмена частной собственности на средства производства благотворно влияет на людей: они из плохих становятся хорошими. Это было в значительной . . .

07.12.2024
21:17

Озарение Вольфа Шмида

    Стоило мне так долго жить (мне 85), чтоб сегодня, вот, прочесть некоторым образом то, за приятие чего наукой об искусстве я неумело бьюсь уже больше полувека. Текст . . .

03.12.2024
23:06

Недостойный ответ Лозы на «Никогда мы не будем братьями»

    Почему недостойный? – Я ориентируюсь на Пушкина. Он тоже ответил стихотворением “Клеветникам России” на политические речи. Как ответил стихотворением Лоза на . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100